В коллективном договоре организации, принятом в установленном Трудовым кодексом РФ порядке, существует отсылка к Правилам внутреннего трудового распорядка (ПВТР), которые являются отдельным локальным нормативным актом. При этом согласно коллективному договору изменения в ПВТР вносятся с учетом мнения представительного органа работников. Через некоторое время после принятия коллективного договора потребовалось внести изменения в ПВТР. Как правильно внести изменения в ПВТР в данном случае?
Ответ: По нашему мнению, при условии что в коллективном договоре организации, принятом в установленном Трудового кодекса РФ порядке, существует отсылка к правилам внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, которые являются отдельным локальным нормативным актом, и что согласно коллективному договору изменения в ПВТР вносятся с учетом мнения представительного органа работников, то в случае возникновения необходимости внести изменения в ПВТР следует руководствоваться ст. 372 ТК РФ.
Так, в рассматриваемом случае изменения производятся с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. По нашему мнению, при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации указанные изменения следует производить с учетом мнения избранного из числа работников представителя (представительного органа).
Обоснование: Правила внутреннего трудового распорядка являются локальным нормативным актом работодателя, который регламентирует в соответствии с трудовым законодательством порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК РФ).
Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ст. 190 ТК РФ).
Правила внутреннего трудового распорядка могут быть оформлены в качестве отдельного локального нормативного акта или в качестве приложения к коллективному договору.
Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору (ч. 2 ст. 190 ТК РФ).
Однако, как следует из вопроса, правила внутреннего трудового распорядка не являются приложением к коллективному договору.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации правила не часть коллективного договора, а самостоятельный документ.
Полагаем, что в данном случае изменение правил внутреннего трудового распорядка следует производить в следующем порядке.
Согласно ч. 1 ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта правил выборный орган первичной профсоюзной организации направляет работодателю мотивированное мнение по проекту правил в письменной форме (ч. 2 ст. 372 ТК РФ).
Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом правил либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК РФ).
В случае если стороны не достигнут согласия, возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт.
В свою очередь выборный орган первичной профсоюзной организации вправе обжаловать текст утвержденных работодателем правил в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Также может быть начата процедура коллективного трудового спора в соответствии с порядком, установленным ТК РФ.
Полагаем, что, если у работодателя первичная профсоюзная организация отсутствует либо объединяет менее половины ее работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов избранному из числа работников представителю (представительному органу) (ст. 31 ТК РФ).
О. А.Шевченко
Московская государственная
юридическая академия
имени О. Е.Кутафина
12.04.2012