ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю.Д. СЕРГЕЕВ, А.А. МОХОВ

Сергеев Ю.Д., член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права ММА имени И.М. Сеченова, президент Национальной ассоциации медицинского права.

Мохов А.А., доктор юридических наук, профессор, вице-президент НАМП.

В статье, изложенной в плане дискуссии по поводу подготовленного проекта Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, авторы аргументируют необходимость внесения существенных изменений и дополнений в текс анализируемого документа.

Концепция (от лат. conceptio - "понимание, система") - это определенный способ понимания (трактовки) какого-либо явления (процесса), основная точка зрения на него. Другими словами, концепция - это полноценная, логически законченная идея. Наконец, это также руководящее направление для систематического освещения данного явления.

В начале 2008 г. был открыт сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ для публичного обсуждения проекта Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция). Непростая работа над этим документом идет уже более года. В настоящее время на этом же сайте помещен его вариант, который был направлен на согласование в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и представлен в Правительство России.

Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 г., как отмечается в ее общих положениях, представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода. Реализация основных целей и задач, определенных настоящей Концепцией, невозможна без создания действенных правовых механизмов, правовых режимов оказания различных видов медицинской помощи (шире - организационных и правовых механизмов в сфере здравоохранения). В Концепции нашел отражение специальный блок, именуемый "Законодательное и нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции", хотя такое наименование данного блока вызывает определенные вопросы о его корректности. Ведь законы являются одной из разновидностей нормативно-правовых актов, а законодательство не что иное, как совокупность нормативно-правовых актов различной юридической силы.

Согласно тексту Концепции, ее правовое обеспечение предусматривает как издание новых законодательных актов, так и совершенствование действующего законодательства, которое должно осуществляться поэтапно. С этим тезисом сложно не согласиться.

В связи с изложенным логичными смотрятся предложения разработчиков по подготовке и принятию конкретных законов, а также внесению изменений и дополнений в действующие правовые акты, в первую очередь в федеральные законы.

Анализ документа позволяет выявить следующие Законы, готовящиеся в недрах Минздравсоцразвития России: ФЗ "О государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи"; "Об обязательном медицинском страховании"; ФЗ "О защите прав пациента"; ФЗ "Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников".

Предлагается также внести изменения и дополнения в следующие акты: ФЗ "Об автономных учреждениях"; Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Затем в Концепции следуют общие выводы о необходимости развития законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, формировании здорового образа жизни, о качестве и стандартах медицинской помощи и др.

Конечно, названные в Концепции Законы важны и способны ликвидировать часть имеющихся пробелов в отечественном праве и законодательстве о здравоохранении, но они не являются системообразующими.

Так, предлагаемые ФЗ "О государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи" и "Об обязательном медицинском страховании" способны лишь отчасти наладить финансовые отношения в сфере здравоохранения.

Без одновременного решения вопросов, связанных с определением типов, видов лечебно-профилактических учреждений и организаций, функционирующих по новым механизмам, а также реорганизацией ряда лечебно-профилактических учреждений (как на это указывается в Концепции), эти Законы в полной мере работать не будут.

Совершенно непонятна роль добровольного медицинского страхования в новой системе координат. Концепция об этом умалчивает.

Полагаем, что мероприятия по модернизации системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи и конкретизации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи требуют принятия целого блока норм, опосредующих финансирование медицинской помощи и ее отдельных видов (бюджетное законодательство, законодательство о медицинском страховании, законодательство о медицинских услугах, оказываемых населению за счет средств граждан и организаций).

Организационно-правовое и финансовое обеспечение системы здравоохранения в целом и ее отдельных видов целесообразно определить в нормах одного базового законодательного акта, а не в нескольких.

ФЗ "О защите прав пациента" - важнейший правовой акт, если не учитывать того факта, что права пациента получили закрепление в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан еще в начале 90-х годов XX в., Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и некоторых других законах.

Об обязанностях пациента в Концепции фактически умалчивается. Полагаем достаточным нескольких статей в одном федеральном законе, где определялся бы полный каталог прав и обязанностей пациента.

Частный характер носит и предлагаемый к принятию ФЗ "Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников". Он, несомненно, необходим, на что неоднократно указывалось рядом авторов, в том числе и нами.

Но прежде следует четко определить правовой статус медицинской организации, порядок ее финансирования, права и обязанности медицинского работника, особенности юридической (в первую очередь гражданско-правовой) ответственности медицинской организации и (или) медицинского работника за причиненный здоровью или жизни пациента вред. Нужно однозначно ответить на вопрос: какой вид страхования ответственности мы собираемся вводить? Страхование гражданской ответственности медицинской организации и страхование профессиональной ответственности медицинского работника имеют ряд принципиальных отличий <1>.

Таким образом, даже указанные в самом общем виде в Концепции новеллы не могут быть своевременно внедрены в силу недостаточной проработанности ее правового блока.

Известно, что предстоит создание по существу новой системы лекарственного обеспечения населения. Следует внедрять систему обязательного и добровольного страхования медикаментозной помощи населению (законодательство о здравоохранении, страховое законодательство, налоговое законодательство).

Кроме того, Концепция указывает на необходимость адаптации системы подготовки и переподготовки медицинских кадров под новые запросы. Следовательно, нам предстоит участвовать в создании новых норм об образовании. Современная подготовка и переподготовка специалиста медицинского профиля немыслима без оптимального объема правовых знаний, но в Концепции об этом ничего не говорится.

Также немыслимо решение задачи по информатизации системы здравоохранения. Нормативно-правовое обеспечение информатизации в здравоохранении требует согласованных норм как законодательства о здравоохранении, так и информационного законодательства (правовые режимы информации, пользователи информации, юридическая ответственность и др.).

По непонятным причинам из поля зрения разработчиков выпали репродуктивные и клеточные технологии, регулируемые в настоящее время лишь ведомственными приказами.

Фармацевтическая деятельность в Концепции сведена до лекарственного обеспечения отдельных категорий населения.

Неясны перспективы развития донорства крови и ее компонентов, трансплантации органов и тканей человека.

Полагаем, что в правовом блоке Концепции правильно выделить три этапа.

На первом этапе мы должны определиться с важнейшими правовыми нормами (не самостоятельными карликовыми законами), которые требуются повседневной медицинской практике и началу финансово-экономических преобразований в здравоохранении.

На втором этапе предстоит заняться подготовкой системообразующего акта типа кодекса (система здравоохранения, принципы, гарантии, источники, финансирование сферы, связь с другим законодательством, правовой статус участников здравоохранительных правоотношений, правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности, ответственность и др.) <2>.

О необходимости разработки и принятия кодифицированного акта не один год говорят ученые и некоторые российские политики. Так, один из авторов настоящей публикации еще в 1997 г. подчеркивал, что всеобъемлющий Медицинский кодекс Российской Федерации должен стать настольной книгой для каждого врача и пациента.

Такие разработки ведутся и в соседних государствах (на Украине, в Казахстане и др.). Однако в Концепции сформировавшаяся идея кодификации законодательства о здравоохранении вновь не нашла своего отражения.

Принятие и апробация Кодекса позволят четко определить частные законы, в которых нуждается система. Например, такими законами могут быть: ФЗ "О фармацевтической деятельности"; ФЗ "О биомедицине" и др.

Их подготовка, возможно, будет осуществляться уже на третьем этапе.

Надлежит всегда помнить, что несовершенство медицинской законодательной базы, равно как и правовой нигилизм в сфере здравоохранения, крайне негативно сказываются на уровне развития отечественной медицинской науки, а также на социально-правовой защищенности как врача, так и пациента, всех российских граждан.