Работник, будучи кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления, подал заявление о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы на срок с момента регистрации в качестве кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. После избирательной кампании, которая длилась в общей сложности 32 календарных дня, он вернулся на работу (избран не был). Учитывается ли в данном случае время отпуска без сохранения заработной платы в стаже, дающем право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск?
Ответ: Количество дней отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного работнику на срок с момента регистрации в качестве кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления до дня официального опубликования общих итогов выборов, превышающее 14 календарных дней, не учитывается в стаже, дающем работнику право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
Обоснование: Согласно абз. 3 и 6 ч. 1 ст. 121 Трудового кодекса РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:
- время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;
- время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.
Абзац 3 ч. 1 ст. 121 ТК РФ охватывает в том числе случаи освобождения работника от работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в порядке ст. 170 ТК РФ. При этом федеральные законы, предусматривающие привлечение работников к исполнению указанных обязанностей, предусматривают две формы:
1) освобождение от работы;
2) предоставление неоплачиваемого отпуска (отпуска без сохранения заработной платы).
Так, Федеральным законом от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Закон N 138-ФЗ) на работодателей возлагается обязанность предоставлять неоплачиваемый отпуск членам избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления на время исполнения ими соответствующих обязанностей (ч. 14 ст. 11 Закона N 138-ФЗ), кандидатам в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность выборного должностного лица местного самоуправления на срок со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов (ч. 2 ст. 24 Закона N 138-ФЗ), а также доверенным лицам кандидатов со дня регистрации кандидата до дня официальной публикации общих итогов выборов включительно (ч. 5 ст. 24 Закона N 138-ФЗ).
Поскольку абз. 6 ч. 1 ст. 121 ТК РФ не делает различий между отпусками без сохранения заработной платы, предоставляемыми по семейным или иным уважительным причинам, и "целевыми" отпусками без сохранения заработной платы, предоставляемыми, например, для выполнения отдельных государственных или общественных обязанностей, данная норма распространяется и на такие "целевые" отпуска. Это означает, что если работнику - кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность выборного должностного лица местного самоуправления на срок со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов был предоставлен именно отпуск без сохранения заработной платы, то время такого отпуска, превышающее 14 календарных дней, не подлежит включению в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
Л. В.Щур-Труханович
Автономная некоммерческая организация
"Центр исследований в сфере экономики и права"
09.04.2012