Роскомнадзор проводит открытый конкурс на право получения лицензии в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи

Правомерно ли установление Роскомнадзором в конкурсной документации такого критерия оценки заявок, при котором участники, имеющие лицензию на право оказания услуг связи на конкурсной территории лота, имеют преимущество, выражающееся в получении большего количества баллов, чем участники, не имеющие такой лицензии?

Ответ: Установление указанного критерия влечет невозможность участникам конкурса, которые не имеют лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи на конкурсной территории лота, победить в нем независимо от их экономических, организационных и иных возможностей оказывать данную услугу на конкурсной территории. Такие действия Роскомнадзора ограничивают конкуренцию и, следовательно, являются неправомерными.

Обоснование: Как следует из п. 1 ст. 31 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", лицензии выдаются по результатам торгов (аукциона, конкурса) в случае, если:

1) услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории. Победителю торгов (аукциона, конкурса) выдается лицензия и выделяются соответствующие радиочастоты;

2) на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации, и федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено.

Порядок проведения торгов (аукциона, конкурса) устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 2 указанной статьи).

В соответствии с п. 11 Правил проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.01.2006 N 8, в решении о проведении торгов на получение лицензии указываются дата, время и место проведения торгов, а также форма проведения, предмет торгов, информация о том, что торги являются открытыми, и требования к участнику торгов. При проведении торгов в форме аукциона дополнительно указываются начальная цена предмета торгов, размер задатка и размер шага аукциона, а при проведении торгов в форме конкурса - условия конкурса, а также критерии и порядок оценки конкурсных предложений участников торгов.

Согласно п. 49 указанных Правил при проведении торгов в форме конкурса победителем признается лицо, которое согласно оценке комиссии предложило лучшие условия.

При этом необходимо учитывать, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах.

Как следует из ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ, нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

ФАС Московского округа в Постановлении от 22.05.2009 N КГ-А40/4385-09 по делу N А40-41526/07-133-240 отмечает: фактически невозможность участникам конкурса, которые не имеют лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи на конкурсной территории лота, победить в нем независимо от их экономических, организационных и иных возможностей оказывать данную услугу на конкурсной территории приводит к отказу таких лиц от участия в данном конкурсе, что, безусловно, ограничивает конкуренцию. Аналогичный вывод содержится в Постановлениях ФАС Московского округа от 17.06.2009 N КГ-А40/4431-09 по делу N А40-58640/07-58-486, от 03.06.2009 N КГ-А40/4513-09 по делу N А40-43569/07-58-345.

Учитывая изложенное, установление Роскомнадзором при проведении открытого конкурса на право получения лицензии в области оказания одного из видов услуг связи таких критериев оценки заявок участников, при которых участники, имеющие лицензию на право оказания услуг связи, имеют преимущество, выражающееся в получении большего количестве баллов, чем участники, не имеющие такой лицензии, неправомерно.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

06.04.2012