О применении положений ст. 269 НК РФ, касающихся расчета предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций, и п. 5 ст. 24 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 апреля 2012 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно применения положений ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся расчета предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, а также относительно применения положений российско-казахской Конвенции об устранении двойного налогообложения и сообщает следующее.

Пунктами 2 - 4 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен порядок переквалификации процентов в дивиденды.

Порядок расчета предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса, и коэффициента капитализации приведен в п. 2 ст. 269 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 269 Кодекса положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность.

Относительно порядка применения п. 5 ст. 24 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) сообщаем.

Положение данной статьи, согласно которому предприятия договаривающегося государства (в данном случае - России), капитал которых полностью или частично принадлежит или контролируется прямо или косвенно одним или несколькими резидентами другого договаривающегося государства (Казахстана), не должны подвергаться в первом упомянутом государстве налогообложению или связанным с ним любым обязательствам, иным или более обременительным, чем налогообложение и связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться другие подобные предприятия первого упомянутого государства, означает, что ко всем без исключения российским организациям, подпадающим под действие п. 2 ст. 269 Кодекса, применяется порядок переквалификации процентов в дивиденды в соответствии с вышеуказанным п. 4 ст. 269 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что к данному виду дохода, квалифицированному как дивиденды, применяются положения ст. 10 "Дивиденды" Конвенции и налогообложение осуществляется по ставкам, установленным в данной статье Конвенции.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

05.04.2012