Белорусская организация, не осуществляющая деятельности на территории Российской Федерации через постоянное представительство, оказала услуги российской организации по производству рекламных видеороликов и передала их заказчику. Эти видеоролики показаны посредством телевидения в Российской Федерации. Следует ли российской организации производить удержание НДС в Российской Федерации в качестве налогового агента при приобретении этих рекламных видеороликов?

Ответ: У российской организации как налогового агента не возникает обязанности по удержанию сумм налога на добавленную стоимость с сумм, выплачиваемых белорусской организации за оказанные ею услуги по производству рекламных видеороликов.

Обоснование: Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 1 ст. 161 Кодекса определено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Согласно п. 2 ст. 161 Кодекса налоговая база, указанная в п. 1 данной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 Кодекса.

Статьей 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.

Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.

Согласно ст. 1 Протокола рекламные услуги - услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.

Соответственно, поскольку не осуществляется распространение и размещение рекламных роликов, а осуществляется только их производство, создание рекламных роликов не может быть отнесено к рекламным услугам.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Протокола.

Поскольку пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Протокола не предусмотрено определение места реализации услуг по производству рекламных видеороликов, то есть услуг рекламопроизводителя, при оказании таких услуг налогоплательщиком Республики Беларусь местом их реализации признается территория Республики Беларусь, а не территория Российской Федерации.

Таким образом, у российской организации как налогового агента не возникает обязанности по удержанию сумм налога на добавленную стоимость с сумм, выплачиваемых белорусской организации за оказанные ею услуги по производству рекламных видеороликов, так как местом реализации этих услуг не признается территория РФ.

А. В.Недоступ

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

24.06.2014