Организация А обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Орган местного самоуправления разместил в СМИ соответствующую публикацию. По истечении срока размещения публикации, предусмотренного нормативным актом муниципального образования, но до принятия постановления о согласовании акта выбора земельного участка с аналогичным заявлением обратилась организация Б. Однако орган местного самоуправления отказал организации Б в приеме заявления, мотивировав отказ тем, что предусмотренный срок на обращение с заявлением истек. Правомерен ли отказ органа местного самоуправления?
Ответ: В случае если заявление организации Б поступило после истечения установленного срока после размещения соответствующей публикации, но до издания органом местного самоуправления постановления о предоставлении земельного участка, отказ органа местного самоуправления в рассмотрении заявки организации Б является неправомерным.
Обоснование: Пунктом 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ установлено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Согласно п. 1 ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Из содержания п. 2 ст. 11 ЗК РФ следует, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Пунктом 1 ст. 31 ЗК РФ определено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 3 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Следует особо отметить, что положения ЗК РФ не устанавливают нормативного срока, по истечении которого органы местного самоуправления не вправе принимать от третьих лиц заявления на предоставление им земельного участка.
Как указал ФАС Поволжского округа в Постановлении от 23.08.2011 по делу N А49-5643/2010, действующее законодательство не устанавливает каких-либо временных ограничений для принятия постановления о предоставлении земельного участка с момента официального опубликования сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка под строительство.
Кроме того, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 22.06.2011 по делу N А53-21499/2010 сделал вывод, что не основан на нормах права довод кассационной жалобы о том, что обращение организации, поступившее в администрацию по истечении предусмотренного нормативным актом муниципального образования срока с момента публикации, не могло быть рассмотрено в качестве второй заявки на получение спорного земельного участка в аренду. Поскольку указанное обращение организации поступило в администрацию до принятия постановления о предоставлении земельного участка в аренду обществу, оно должно быть учтено при решении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Е. А.Башарин
Юридическая компания "Юново"
04.04.2012