Работающий в организации иностранный гражданин (трудовой договор заключен на срок менее 6 месяцев) получил разрешение на временное проживание в ноябре 2011 г., однако сразу об этом не сообщил, и страховые взносы с его зарплаты не уплачивались, так как работодатель был уверен, что данный работник является временно пребывающим в РФ
Работник сообщил о смене статуса после того, как прошли сроки уплаты взносов и сдачи отчетности за 2011 г. Дата сообщения документально зафиксирована. Должна ли организация в такой ситуации, помимо доначисления и уплаты страховых взносов, уплатить еще и пени?
Ответ: В ситуации, когда работник несвоевременно сообщил о смене статуса временно пребывающего на статус временно проживающего, организация должна представить уточненный расчет по страховым взносам, доплатить страховые взносы и уплатить пени.
Обоснование: Выплаты по трудовым договорам в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, с которыми заключены трудовые договоры на срок менее шести месяцев, не облагаются страховыми взносами (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)). С даты получения иностранным работником разрешения на временное проживание выплаты в его пользу подлежат обложению страховыми взносами в ФСС РФ, ФФОМС и на финансирование страховой части трудовой пенсии (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Для иностранного гражданина такое разрешение оформляется в виде отметки в паспорте, где, в частности, указана дата принятия решения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Приложение N 1 к Приказу ФМС России от 29.02.2008 N 40).
Из ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ следует, что ответственность за неуплату или неполную уплату страховых взносов наступает в результате:
- занижения базы для начисления страховых взносов;
- иного неправильного исчисления страховых взносов;
- других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов.
Поскольку в рассматриваемом случае база для начисления страховых взносов занижена, при выявлении этого обстоятельства контролирующими органами возможен штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов (ст. 47 Закона N 212-ФЗ).
При обнаружении в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы к уплате, плательщик страховых взносов обязан представить в орган контроля уточненный расчет (ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ). В случае когда уточненный расчет представляется после истечения срока его подачи и срока уплаты взносов, организация освобождается от ответственности по ст. 47 Закона N 212-ФЗ при выполнении определенных условий.
Для этого необходимо, во-первых, представить расчет до момента, когда организация узнала об обнаружении органом контроля неотражения или неполноты отражения сведений в расчете, а также ошибок, приводящих к занижению к уплате взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период.
Во-вторых, до представления уточненного расчета нужно уплатить недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени (п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ). Следовательно, если организация выполнит соответствующие требования, то штраф за неуплату взносов ей не грозит.
М. Г.Наринов
Издательство "Главная книга"
04.04.2012