Налогоплательщику (ООО) на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, который принадлежит ООО на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельный участок расположен в муниципальном образовании (земли населенных пунктов). Используемый ООО земельный участок ввиду нахождения на нем различных отдельных объектов имеет в своем составе земельные участки с различными видами разрешенного использования

ООО определяет кадастровую стоимость для исчисления земельного налога следующим образом: отдельно рассчитывает размер кадастровой стоимости по каждому из участков, имеющих различные виды разрешенного использования, полученные суммы складывает и использует как базу по земельному налогу.

Правомерно ли налогоплательщик определяет кадастровую стоимость для исчисления земельного налога?

Ответ: Налогоплательщик определяет кадастровую стоимость для исчисления земельного налога неправомерно, так как расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования, но по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Пункт 1 ст. 389 НК РФ определяет объектом налогообложения земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).

Согласно п. п. 2, 4 Правил предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе различных видов разрешенного использования, среди которых участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, и участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2).

Согласно пп. 2.7.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. п. 2.2 - 2.6 Методических указаний.

По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее.

Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов пользователь выбирает самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). В случае несогласия с актом государственной кадастровой оценки земель заявитель в соответствии с п. 12 Правил вправе оспорить его в судебном порядке (Решение Верховного Суда РФ от 10.07.2009 N ГКПИ09-588).

На основании изложенного определение налогоплательщиком кадастровой стоимости путем отдельного расчета размера кадастровой стоимости по каждому из участков, имеющих различные виды разрешенного использования, с последующим суммированием является неправомерным, так как в отношении земельного участка, имеющего несколько видов разрешенного использования, при исчислении земельного налога учитывается кадастровая стоимость земельного участка того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим.

Приведенный вывод подтверждается Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 07.02.2014 по делу N А53-154/2013.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

08.04.2014