По итогам выездной проверки налоговый орган доначислил организации НДС в связи с неправомерно принятыми налоговыми вычетами. Ранее по результатам камеральной проверки эти вычеты были признаны правомерными и суммы НДС были возмещены организации путем перечисления на ее счет. Правомерно ли решение налогового органа о доначислении НДС?

Ответ: Налоговый орган правомерно доначислил организации НДС по результатам выездной проверки в связи с неправомерно принятыми налоговыми вычетами, несмотря на то что ранее по результатам камеральной проверки вычеты были признаны правомерными. Противоположную позицию организации, возможно, придется отстаивать в судебном порядке.

Обоснование: В соответствии с п. п. 1, 6, 7, 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы, и документы, подтверждающие право на вычет НДС, в то же время не вправе истребовать дополнительные сведения и документы, если это прямо не предусмотрено НК РФ.

Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. В ходе выездной проверки должностные лица налоговых органов могут знакомиться со всеми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода.

Таким образом, в рамках выездных и камеральных проверок исследуется разный объем документов и проводится разный комплекс мероприятий налогового контроля. Следовательно, налоговый орган может в ходе выездной проверки выявить обстоятельства, препятствующие налоговому вычету, которые не могли быть выявлены при камеральной проверке. Сам по себе факт возмещения НДС по итогам камеральной проверки не исключает возможность доначисления налога по итогам выездной проверки и признания вычетов неправомерными, поскольку НК РФ не запрещает такое доначисление налога и не ставит возможность доначисления налога по выездной проверке в зависимость от результатов камеральной проверки за тот же период.

Следует отметить, что иногда в судебной практике встречаются решения, когда суд приходил к выводу, что налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика уплаты НДС, возмещенного по итогам камеральной проверки, даже если после выездной проверки возмещаемая сумма будет уменьшена. К такому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 01.11.2011 N А33-17506/2010, указав следующее:

во-первых, из положений п. 1 ст. 176 и п. 2 ст. 11 НК РФ не усматривается, что суммы налога, признанные необоснованно возмещенными, являются недоимкой и могут быть предложены к уплате;

во-вторых, в НК РФ нет порядка восстановления в бюджете сумм необоснованного возмещения.

Иными словами, суммы НДС, признанные необоснованно возмещенными, не являются недоимкой и не могут быть предложены к уплате по итогам выездной проверки.

В то же время этот же ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19.07.2011 N А19-19796/10 в аналогичной ситуации поддержал налоговый орган и признал правомерным доначисление НДС, возмещенного по результатам камеральной проверки.

О. Г.Хмелевской

Издательство "Главная книга"

03.04.2012