Пенсионер, уволенный в связи с сокращением штата работников организации, в двухнедельный срок после увольнения обратился в центр занятости населения в целях поиска подходящей работы. В связи с тем что трудоустройство не состоялось по причине отсутствия подходящей для пенсионера работы, центром занятости населения было принято решение о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения

Является ли в такой ситуации невозможность трудоустройства пенсионера исключительным случаем, предусмотренным ч. 2 ст. 178 ТК РФ, при условии, что пенсионеру выплачивается трудовая пенсия по старости?

Ответ: Если пенсионер, уволенный в связи с сокращением штата работников организации, в двухнедельный срок после увольнения обратился в центр занятости населения в целях поиска подходящей работы, а в связи с тем, что трудоустройство не состоялось по причине отсутствия подходящей для пенсионера работы, центром занятости населения было принято решение о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, то в соответствии с действующим законодательством, Письмами Роструда и судебной практикой невозможность трудоустройства работника по причине отсутствия подходящей ему работы является исключительным случаем, предусмотренным ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ, и дает право на сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения и распространяется на любых бывших работников, вне зависимости от того, являются ли они пенсионерами или нет. Также, несмотря на то, что пенсионер не может быть признан безработным, он может состоять на учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы до момента трудоустройства.

Обоснование: Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Согласно определению, закрепленному в ст. 20 ТК РФ, работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ч. 1 ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

Частью 1 ст. 178 ТК РФ установлено, что при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях, как установлено ч. 2 ст. 178 ТК РФ, средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработными в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Следовательно, по смыслу Закона N 1032-1 пенсионер, получающий пенсию, не может быть признан безработным.

Как разъяснено в Письме Роструда от 13.09.2005 N 1539-6-2, под понятием "уволенный работник", используемым в редакциях ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) имели место трудовые отношения с определенным работодателем.

В связи с изложенным Роструд полагает, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок).

Письмом Роструда от 28.12.2005 N 2191-6-2 (далее - Письмо N 2191-6-2) также разъяснено, что граждане, относящиеся к категории пенсионеров, не претендуют на регистрацию в органах службы занятости в качестве безработных и могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы. Эти граждане могут состоять на учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы до момента их трудоустройства, так как в отношении них не решается вопрос о признании их безработными.

Непринятие решения о регистрации пенсионера в качестве безработного не означает, что он теряет право на получение услуг по содействию в трудоустройстве.

В Письме N 2191-6-2 также отмечено, что исключительные случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 178 ТК РФ, следует рассматривать как исключение из общего правила, закрепленного ч. 1 ст. 178 ТК РФ и допускающего сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства "не свыше двух месяцев".

Фактически (при соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения) любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца.

При этом следует учитывать, что решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения принимается в том случае, когда у органа службы занятости населения отсутствует возможность предложить уволенному работнику подходящую работу.

Суды поддерживают данную позицию. Так, Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 06.12.2011 N 33-18045/2011 установил, что отсутствие у органа занятости населения возможности предложить уволенному работнику подходящую работу является исключительным случаем, предусмотренным ст. 178 ТК РФ и позволяющим принять решение о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения. Кроме того, фактически любой случай нетрудоустройства работника службой занятости по причине отсутствия подходящей для него работы при выполнении условий ст. 178 ТК РФ является исключительным.

Положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, предусмотренное ч. 2 ст. 178 ТК РФ, распространяется на любых бывших работников, вне зависимости от того, выплачивается им пенсия или нет.

Фактически в силу действующего законодательства работники пенсионного возраста на регистрацию в качестве безработных не претендуют и могут быть зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы. В связи с этим органы занятости на законных основаниях реализуют свои полномочия по принятию решения о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении граждан, которые не могут быть зарегистрированы в качестве безработных.

Данной позиции также придерживается ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.12.2007 N А43-4154/2007-9-174, Определением ВАС РФ от 28.02.2008 N 2600/08 оставленном без изменения, установив: из норм п. 2 ч. 1 ст. 81 и ч. 2 ст. 178 ТК РФ не следует, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости.

Таким образом, учитывая положения действующего законодательства, Письма Роструда и судебную практику, можно сделать вывод о том, что нетрудоустройство работника службой занятости населения по причине отсутствия подходящей для него работы является исключительным случаем, предусмотренным ч. 2 ст. 178 ТК РФ, и дает право уволенному работнику на сохранение среднемесячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения несмотря на то, что данный работник является пенсионером.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

03.04.2012