Суд своим решением обязал организацию, оказывающую на основании лицензии телематические услуги (далее - оператор), ограничить доступ к экстремистской информации, расположенной на отдельной странице интернет-сайта, доступ к которому предоставляет оператор. Оператор ограничил доступ ко всему сайту. Прокурор усмотрел в действиях оператора признаки административного правонарушения, выраженного в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением предусмотренных лицензией условий. Оператор ссылается на то, что в силу ошибки судебного решения невозможно было точно установить страницу сайта, содержащую несоответствующую информацию. Правомерно ли в представленном случае привлечение организации к ответственности?

Ответ: Оператор связи безосновательно (из-за ошибочного адреса интернет-страницы экстремистского содержания в решении суда) предположил, что вправе осуществить блокировку всего информационного ресурса в нарушение действующих норм законодательства. Привлечение организации (оператора) к ответственности является правомерным.

Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пункт 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" гласит, что оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи.

В представленном случае суд обязал организацию ограничить доступ к экстремистским материалам, расположенным на странице интернет-сайта, доступ к которому предоставляется оператором.

На основании ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Сославшись на ошибку в судебном решении и невозможность в силу этого ограничить доступ к конкретной странице, оператор ограничил доступ ко всему сайту.

Подпункт "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, гласит, что оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 24.01.2014 N 15АП-21597/2013 по делу N А32-33871/2013 в отношении аналогичной правовой ситуации сделал следующие выводы: "Вместе с тем оператор указывает, что блокировку только указанной ссылки не представилось возможным осуществить из-за неверного указания электронного адреса данной ссылки судом, принявшим решение о ее блокировке. Однако данное обстоятельство не может являться основанием для нарушения лицом, оказывающим услуги телематической связи, лицензионных требований, а также прав и законных интересов пользователя данных услуг. В целях правильного и точного исполнения требований решения суда оператор имел возможность предпринять все необходимые действия для уточнения необходимых ему для исполнения решения сведений, однако данные меры не приняты оператором, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Оператор безосновательно предположил, что вправе осуществить блокировку всего информационного ресурса в нарушение действующих норм законодательства в сфере лицензирования услуг связи. Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности факта наличия в действиях оператора состава вмененного ему правонарушения является правомерным и соответствует материалам дела".

Учитывая изложенное, считаем, что в данной ситуации привлечение организации (оператора) к ответственности является правомерным. Оператор безосновательно предположил, что вправе осуществить блокировку всего информационного ресурса в нарушение действующих норм законодательства в сфере лицензирования услуг связи.

А. А.Филонов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

08.04.2014