Сетевая организационная структура управления объединением малых строительных предприятий
(Борисова Л. А., Чамаев А. Ш., Юсупова М. Г.) ("Российский судья", 2006, N 8) Текст документаСЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЕМ МАЛЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Л. А. БОРИСОВА, А. Ш. ЧАМАЕВ, М. Г. ЮСУПОВА
Борисова Л. А., докторант Дагестанского государственного технического университета, кандидат экономических наук.
Чамаев А. Ш., аспирант Дагестанского государственного технического университета.
Юсупова М. Г., аспирант Дагестанского государственного университета.
В настоящее время небольшими западными фирмами широко используется частичная или полная передача выполнения отдельных бизнес-функций и даже частей бизнес-процесса единому центру управления их совместной деятельностью. При этом объединение малых строительных предприятий осуществляется на равноправной основе и является целесообразным по ряду следующих причин. Во-первых, это рост интенсивности конкурентной борьбы во всех секторах рынка и связанная с ней необходимость достижения наивысшей эффективности всех операций компании, стремящейся к завоеванию стабильного и долговременного преимущества над конкурентами. Достичь самостоятельно максимального повышения результативности всех строительных работ малому строительному предприятию в процессе реализации сложного проекта практически невозможно, а иногда и нецелесообразно. Каждому малому строительному предприятию можно довести до совершенства выполнение определенного цикла подрядных работ, а остальные работы доверить равноправным партнерам, у которых они получаются лучше. Таким образом, для многих малых предприятий привлечение сторонних партнеров для выполнения отдельных работ становится оптимальным вариантом выхода из положения, когда собственные производственные мощности перегружены. Трудно не согласиться с тем, что всегда существуют специализированные предприятия, способные выполнять определенные строительно-монтажные работы с наибольшей, практически недосягаемой эффективностью, например выполнение работ нулевого цикла или проведение мониторинга окружающей среды или маркетинговых исследований. Во-вторых, это стремление предприятий быть "глобальными", то есть быть представленными своей продукцией и услугами по всем регионам страны. Для этого в первую очередь необходимо отсутствие жесткой "привязки" к определенной территории. Например, собственные производственные мощности, служба доставки являются не то чтобы серьезной помехой, а скорее излишней роскошью для строительных предприятий, переходящих от рынка одного региона к рынку другого региона, по крайней мере на начальном этапе. Третий момент прежде всего связан с увеличивающейся ролью малых предприятий в мировом бизнесе. Объединение с другими малыми предприятиями за пределами страны дает возможность глобального присутствия какого-либо строительного предприятия на рынках многих стран без необходимости практически пропорционального роста персонала для обслуживания новых рынков сбыта и/или производственных мощностей. То есть руководство объединением относительно небольших предприятий может с привлечением других предприятий работать по всему миру и регулироваться из центрального офиса или "штаба", сохраняя контроль над выполнением поставленных задач в рамках выбранной стратегии. Рассмотрим структуру организации, которая является подрядчиком для объединенных компаний. Такой подход к организации предприятий с разделением полномочий между его производственными и другими подразделениями может осуществляться на основе так называемой динамической сетевой организации или организации с модельной структурой. Сетевая структура означает распределение основных функций между отдельными подразделениями и организациями. Координация действий осуществляется небольшим центральным офисом или "брокером". Главное отличие такой структуры в том, что основные операции, такие, как производство отдельных работ, разработка новой строительной продукции, сервис, бухгалтерский учет, не собраны под одной крышей, а выполняются отдельными организациями (подразделениями) по контракту или по какой-либо другой договоренности. Связь центрального офиса с данными малыми предприятиями (подразделениями) осуществляется, как правило, с использованием электронных средств и глобальной сети передачи данных. Эффективность такого подхода к созданию бизнес-организации состоит хотя бы в том, что, полагаясь на привычные определения и понятия, трудно представить, что собой представляет и где именно находится подобная организация. При этом для связи с партнерами и подразделениями широко используются возможности глобальной сети, такие, как электронная почта, а для совместного решения сложных проблем проводятся видеоконференции. Сетевая или модульная структура дает множество преимуществ. В первую очередь это возможность сконцентрировать усилия персонала на решении нескольких основных, большей частью производственных, задач, заказывая выполнение других функций, таких, как доставка, бухгалтерский учет, а также снабжение специалистам других компаний. При этом модульная корпорация представляет собой костяк, окруженный гибкой сетью наилучших поставщиков необходимых услуг, которые как типовые модули могут быть задействованы или исключены по мере необходимости. Важнейшим преимуществом такой структуры является возможность присутствия организации во многих регионах и странах, а также возможность завоевывать рыночные позиции везде, где есть такая возможность. Сетевая организация консолидирует ресурсы по всей стране с целью добиться наилучшего качества продукции при максимально низкой стоимости, что является одним из решающих факторов для достижения устойчивого преимущества над конкурентами. Преимуществом является также гибкость в выборе рабочей силы, поскольку выполнение любой функции, будь то инженерная разработка или сервис, можно заказать, условно говоря, любой профильной компании в каком угодно регионе страны мира. Причем компании-исполнители каждой функции могут быть заменены более предпочтительными без особых ограничений, таких, как необходимость приобретения завода и необходимой строительной техники. Модульная организация может постоянно менять свою структуру для того, чтобы выходить на рынок с новой продукцией. Другой, не менее важный, аспект - это более высокая производительность и удовлетворенность выполняемой работой теми, кто работает в головном офисе, благодаря существенно более гибкой структуре предприятия. Причем структура сетевой (виртуальной) корпорации является наиболее гибкой из всех возможных форм существования равноправных партнеров <*>. -------------------------------- <*> Калянов Г. Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе. М.: Горячая Линия - Телеком, 2004.
Одним из наиболее существенных недостатков организационной сетевой структуры, объединяющей равноправных партнеров, является слабость непосредственного контроля над всеми процессами. Руководители объединения не имеют возможности из центра наблюдать за ходом выполнения поручений, поскольку большинство подчиненных удалено географически и доступно только по каналам электронной и телефонной связи. Вторая, не менее серьезная проблема касается сильной зависимости от работы смежников. Если нанятая фирма провалит заказанные поставки, работы, услуги или уйдет из объединения, то весь бизнес окажется под угрозой провала. Эта неопределенность усугубляется тем, что смежники не находятся под одной крышей и в силу своей удаленности не находятся под непосредственным контролем руководства. Третья причина связана со сложностью работы с удаленными малыми предприятиями в силу их слабой преданности общему делу. У независимых малых предприятий может возникнуть стойкое ощущение ненадежности их положения в объединении в связи с большой возможностью замены их деятельности контрактными соглашениями со сторонними организациями. В модульной корпорации гораздо сложнее создать сплоченный коллектив, а также текучесть кадров, как правило, выше, чем в традиционных структурах организаций. При каждой смене линии продукции или рыночной ниши сетевая фирма вынуждена "перетасовывать" участников для достижения оптимального набора возможностей объединения. В целях преодоления некоторых аспектов недостаточного контроля и повышения вовлеченности малых предприятий в общее дело необходимо использовать средства содействия групповой работы. Особенность глобальной сетевой корпорации состоит также в том, что возникает необходимость в руководителях, которые подготовлены к работе в различных регионах и странах. Несмотря на то что основные функции управления: планирование, организация, лидерство, контроль - не меняются от того, проходят операции компании в одной стране или нескольких одновременно, существуют факторы различия в окружающей среде, которым необходимо соответствовать: - социально-культурные различия между регионами, и тем более странами; - различия в экономическом развитии; - отличия в законодательстве. Таким образом, это повышает долю риска для бизнеса. Внутренняя структура межрегиональной или международной компании должна соответствовать нескольким наборам параметров внешней среды, формирующим различные культуры, внутри которых находятся клиенты компании, а также поставщики материалов и различного сервиса, что наиболее важно для такого объединения. База данных виртуальной (сетевой) корпорации должна содержать наряду с персональной информацией по предприятиям и их сотрудникам, участвующим в процессе совместной деятельности, также файлы, отражающие всю историю обмена сообщениями по электронной почте и файлы записи сеансов видеоконференций. Рассмотрим основные формы влияния такой системы на функционирование корпорации. 1. Усиление контроля со стороны руководства. Как было показано выше, слабый контроль над участниками совместного бизнеса является одним из наиболее существенных недостатков модульной корпорации. С другой стороны, для достижения устойчивого преимущества над конкурентами необходим надежный контроль над тем, как выполняются текущие задачи и претворяется в жизнь корпоративная стратегия. Система раннего оповещения того, что реально имеет место в совместной деятельности, о текущих отклонениях от поставленных целей, сформулированных в стратегии компании, при жесткой конкуренции приобретает исключительную важность. В условиях нестабильной среды бизнеса потеря эффективности может иметь непредсказуемые последствия. В случае, когда проект выполняется географически удаленными участниками, которые для связи с центральным офисом и между собой используют сеть Интернет, традиционные методы мотивации и контроля могут не дать необходимого эффекта. Руководителям объединения независимых партнеров необходима надежная система мониторинга удаленных участников и развитая система коллективного принятия управленческих решений. 2. Управление конфликтами. При работе с удаленными участниками строительного проекта конфликты могут возникать чаще, чем в обычных условиях. Отсутствие межличностного общения между сотрудниками, начальством и подчиненными приводит к росту случаев сомнений, двусмысленности, неспособности определить проблемы. В самом деле, используя только электронную связь, непросто объяснить работнику, сорвавшему сроки сдачи своей части общего проекта, что он не прав. В случае когда конфликт пустил достаточно глубокие корни, то реально может помочь база данных по переговорам. Руководители, ответственные за разрешение конфликтов, могут просмотреть архивы на интересующего участника проекта или отдельного работника и определить, что данный участник или сотрудник сказал, написал и при каких обстоятельствах. Второй момент связан с тем, что в случае, когда все участники и сотрудники проинформированы о подобной практике с архивированием сообщений и сеансов видеоконференций, ответственность тех, кто участвует в корпорации, возрастет многократно. В случаях, когда сетевая структура объединения малых предприятий становится достаточно разветвленной и сложной, возникает необходимость в проведении процедуры голосования по вопросам, как затрагивающим интересы многих сторон, так и касающимся общей стратегии предприятия. Ввиду того что целые подразделения сетевой корпорации находятся на значительном расстоянии, организация совместных заседаний ответственных лиц может оказаться неоправданно дорогой процедурой. В связи с этим фактом целесообразно организовывать процедуру коллективного принятия решений путем голосования и обработку результатов с использованием сетевых технологий. Для идентификации и защиты результатов голосования можно использовать надежную технологию кодирования цифровой подписи - пароля. Причем кроме совершенствования и упрощения механизма принятия решений система голосования может облегчить решение серьезных конфликтов с участием многих сторон. Зачастую у участника объединения, находящегося за пределами центрального офиса, возникает серьезная проблема "оторванности" от основного работодателя, коллектива, рабочей группы. Возникает чувство незащищенности, предприятие не сдает работу вовремя и начинает искать более "надежное" место в объединении, с собственным договором на подряд и прочими атрибутами, удовлетворяющими его стремление к стабильности. Для того чтобы снизить психологический дискомфорт, необходимо организовать информационную поддержку удаленных участников объединения. Суть подобной системы заключается в том, что информация о состоянии проекта, сроках сдачи отдельных фрагментов общей работы, а также о том, на какой стадии разработки своего участка находится каждый из участников проекта, рассылается всем участникам проекта. Подобные списки рассылки часто применяются, когда к проекту подключено много участников, общение с которыми происходит преимущественно посредством электронной почты и сети Интернет, в особенности если каждый участник объединения выполняет относительно независимый участок работ. Примером может служить работа бригады, выполняющей подготовку новой строительной площадки в новом регионе. Для решения такой задачи необходимо использовать систему управления базой данных, которая могла бы содержать, индексировать и обрабатывать запросы к записям сеансов видеоконференций между участниками проекта. В целом подобная задача не является особенно сложной. Хранить записи видеофрагментов и текстовой информации способна практически любая современная СУБД, такая, как Oracle, Informix или Lotus Notes <*>. -------------------------------- <*> Юферев О. В., Шкиндеров А. Базы данных для прямого маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. N 3.
Основные возможности возникают при решении задач по записи и воспроизведению фрагментов видеоконференции. Программа записи должна работать "прозрачно" для пользователей не только по соображениям удобства, но и по психологическим причинам. Каждый участник проекта без исключения должен быть проинформирован о том, что переговоры записываются. Однако сама процедура никоим образом не должна напоминать о себе. Для решения данной задачи необходима программа, работающая совместно с программным обеспечением видеоконференций и отслеживающая и записывающая входной и выходной потоки видеоданных. Для воспроизведения сеанса видеоконференции необходимо синхронизировать видеозаписи всех участников сеанса. Один путь решения этой задачи связан с объединением всех видеофрагментов в один в ходе процесса записи. Второй - создать программное обеспечение для синхронного воспроизведения всех независимых видеофрагментов. Наиболее важной целью разработки технических средств групповой работы является создание интегрированной среды работы с удаленными участниками проекта, которая является неотъемлемой частью функционирования сетевой корпорации. Таким образом, учитывая, что сегодня в стране в процессе перехода к рынку образовалось большое количество малых предприятий, неспособных реализовать крупные подрядные проекты, то рассмотренный подход можно использовать для их объединения на временной основе для выполнения крупных заказов или на постоянной основе, специализировав такое объединение на выполнение крупных подрядных проектов. При этом все совместно работающие малые предприятия являются самостоятельными партнерами, которые делегируют центру управления полномочия по планированию и координации их совместной деятельности. Важно при этом соблюдать принцип распределения совместно заработанных средств не по объему полученной каждым предприятием прибыли, а по эффективности их функционирования в процессе совместной деятельности. Это обусловлено тем, что одни подрядные работы могут быть намного выгоднее других, но выполнение последних является обязательным условием реализации подрядного проекта. В результате формируется сетевая структура с единым центром управления, имеющая следующую топологию (см. рисунок 1). Причем прямые связи между отдельными малыми предприятиями устанавливаются только в случае производственной необходимости.
> Малое предприятие < \/ \/ /\ Малое предприятие < > Малое предприятие \/ \/ \/ /\ /\ Центр управления \/ \/ /\ /\ /\ Малое предприятие < > Малое предприятие \/ /\ /\ > Малое предприятие <
Рис. 1. Топология сетевой организационной структуры управления совместной деятельностью малых строительных предприятий
Название документа