Организацией приобретено здание для офиса, требующее ремонта. Прежде всего был отремонтирован первый этаж, в нем разместилась столовая. Как учесть в расходах по налогу на прибыль стоимость здания, затраты на ремонт здания, а также в каком порядке определяется налоговая база по деятельности столовой, оказывающей услуги как своим работникам, так и иным лицам?
Ответ: Приобретение организацией здания для офиса следует рассматривать как приобретение основного средства. В зависимости от того, что представляет собой ремонт здания, расходы на его проведение будут либо увеличивать первоначальную стоимость здания (ст. 257 Налогового кодекса РФ), либо будут рассматриваться как прочие расходы (ст. 260 НК РФ).
В данном случае столовая, оказывающая услуги как своим работникам, так и иным лицам, принадлежащая организации, является объектом ОПХ. Поэтому по деятельности столовой организация должна рассчитывать налоговую базу отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности в соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ.
Обоснование: Приобретение организацией здания под офис следует рассматривать как приобретение основного средства. Под основными средствами в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Расходы по приобретению здания формируют первоначальную стоимость объекта основных средств и учитываются в целях налогообложения через амортизацию (ст. ст. 256 - 259.3, п. 5 ст. 270 НК РФ).
В зависимости от того, что представляет собой ремонт здания, расходы на его проведение будут либо увеличивать первоначальную стоимость здания (ст. 257 НК РФ), либо будут рассматриваться как прочие расходы (ст. 260 НК РФ).
Если при ремонте здания организация будет проводить работы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, частичной ликвидации помещений, то в этой ситуации расходы на указанные работы будут увеличивать первоначальную стоимость здания. Такие расходы организация должна учитывать в целях налогообложения через амортизацию.
Напомним, что согласно п. 2 ст. 257 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В целях налогообложения прибыли организаций к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Если же реконструкция (модернизация и прочее) в здании не проводится, а имеет место ремонт с целью поддержания помещений здания в рабочем состоянии, то расходы на ремонт следует рассматривать как прочие расходы, которые учитываются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (ст. 260 НК РФ). Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.
Согласно ст. 275.1 НК РФ организации, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Для целей гл. 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
В рассматриваемой ситуации столовая является объектом ОПХ, поэтому налоговая база по деятельности столовой должна определяться отдельно от других видов деятельности организации (см. Письма Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/1/393, от 10.06.2011 N 03-03-06/1/338). То есть все доходы от деятельности столовой и расходы, связанные с созданием и содержанием столовой (ремонтом помещения, приобретением оборудования и т. д.), должны учитываться отдельно от расходов по другим видам деятельности организации.
Столовая может лишиться статуса объекта ОПХ только в том случае, если в столовой будут обслуживаться исключительно сотрудники самой организации (Письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-03-06/1/146, от 16.09.2009 N 03-03-06/1/584).
В. К.Мешалкин
Издательско-консалтинговая группа
"АйСи Групп"
30.03.2012