Две организации заключили договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым экспедитор обязуется доставить груз от поставщика к клиенту на автомобиле. При перевозке груза на автомобиль было совершено вооруженное нападение, в результате которого груз был полностью утерян, а нападающие погибли. Клиент обратился к экспедитору с требованием о возмещении ущерба в связи с утратой груза, на что экспедитор ответил отказом, так как имелись лица, виновные в происшедшем

Правомерна ли позиция экспедитора?

Ответ: Отказ экспедитора в возмещении ущерба по причине того, что он не несет ответственность за утрату груза при перевозке и не должен возмещать клиенту ущерб в связи с утратой груза в результате вооруженного нападения на автомобиль, неправомерен.

Обоснование: В соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Как указано в ст. 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и данным Законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ и Законом N 87-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Таким образом, в силу положений ст. 401 ГК РФ и Закона N 87-ФЗ можно сделать вывод, что освобождение от ответственности в виде возмещения ущерба за утрату груза зависит от возможности экспедитора доказать, что утрата груза произошла вследствие таких обстоятельств, которые не могли быть им преодолены, то есть вследствие непреодолимой силы.

Так, в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 N 18АП-5638/2007 указано, что, если иное не предусмотрено договором, экспедитор отвечает за ущерб, причиненный клиенту, независимо от своей вины. Освобождение от ответственности возможно только в условиях форс-мажорных обстоятельств (непреодолимой силы), как это предусмотрено п. 1 ст. 7 Закона N 87-ФЗ.

Данной позиции придерживается и ВАС РФ. В Определении от 28.06.2010 N ВАС-8151/10 ВАС РФ указал, что возникшее из договора транспортной экспедиции обязательство по доставке груза не исполнено и за его неисполнение ответственность, согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, наступает без вины, в связи с чем заявитель лишен права ссылаться на принятие всех возможных мер по сохранению груза в обоснование освобождения от ответственности за его утрату.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации клиент вправе предъявить требование о возмещении ущерба экспедитору, который в связи с вооруженным нападением на автомобиль не смог обеспечить доставку груза до места назначения.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

30.03.2012