В соответствии с положениями ст. 6 Киотского протокола от 11.12.1997 (далее - Протокол) Российская Федерация может передавать иностранным государствам единицы сокращения выбросов (далее - ЕСВ), полученные в результате проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или на увеличение их абсорбции поглотителями парниковых газов
Постановлением от 15.09.2011 N 780 Правительство РФ утвердило Положение о реализации статьи 6 Протокола (далее - Положение).
На основании ст. 2 Положения под проектом, осуществляемым в соответствии со ст. 6 Протокола и международными требованиями и направленным на сокращение выбросов парниковых газов из источников и (или) увеличение их абсорбции поглотителями парниковых газов, понимается инвестиционный проект (совокупность взаимосвязанных проектных мероприятий).
Российское юридическое лицо - заявитель, подавшее заявку на утверждение проекта, со дня утверждения такого проекта Министерством экономического развития Российской Федерации признается инвестором проекта в соответствии с Положением и реализует проект в соответствии с установленными требованиями.
В рамках проведения мероприятий, необходимых для регистрации и утверждения проекта, а также в процессе осуществления проекта инвестор проекта несет ряд затрат, в том числе:
- расходы, связанные с разработкой специальной проектной документации;
- расходы, связанные с детерминацией специальной проектной документации в независимой экспертной организации;
- прочие расходы, связанные с подготовкой и утверждением специальной проектной документации;
- расходы на подготовку отчетов о ходе реализации проекта;
- расходы, связанные с подготовкой экспертного заключения на отчет о ходе реализации проекта;
- прочие расходы, осуществляемые в рамках исполнения положений ст. 6 Протокола;
- расходы, связанные с оплатой по договору на осуществление операций с углеродными единицами, заключаемому с оператором углеродных единиц, в том числе расходы по компенсации затрат оператора углеродных единиц.
При этом инвестор также несет расходы в виде амортизации объектов основных средств, задействованных в процессе реализации проекта.
Принимая во внимание то, что результатом осуществления проекта, помимо сокращения выбросов и увеличения их абсорбции поглотителями парниковых газов, является введение в обращение ЕСВ, правомерно ли считает ОАО, что:
- затраты, понесенные инвестором проекта в соответствии с требованиями Положения, являются расходами, уменьшающими доходы налогоплательщика при реализации прав на ЕСВ, и учитываются в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 268 НК РФ;
- амортизационные отчисления по объектам основных средств, участвующим в производственной деятельности, учитываются в составе расходов в соответствии с требованиями п. 3 ст. 272 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2012 г. N 03-03-06/1/170
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета для целей налогообложения расходов на введение в обращение единиц сокращения выбросов и сообщает.
В соответствии с Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2011 N 780, под проектом, осуществляемым в соответствии со ст. 6 Протокола и международными требованиями и направленным на сокращение выбросов парниковых газов из источников и (или) увеличение их абсорбции поглотителями парниковых газов, понимается инвестиционный проект (совокупность взаимосвязанных проектных мероприятий).
В целях гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
В соответствии со ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Статьей 253 Кодекса предусмотрено, что расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются, в частности, на материальные расходы, суммы начисленной амортизации.
Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы), учитываются в составе материальных расходов согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 Кодекса.
Суммы амортизации основных средств, используемых в процессе реализации проекта, а также расходы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению указанных основных средств учитываются в целях налогообложения прибыли в общем порядке, установленном ст. ст. 256 - 259.3 Кодекса.
При этом на основании ст. 268 Кодекса при реализации прав на единицы сокращения выбросов налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности, на расходы по разработке специальной проектной документации.
Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
30.03.2012