Организация является предприятием крупного машиностроения. Одно из структурных подразделений организации занимается разработкой конструкторско-технологической документации (КТД), которая, в свою очередь, является результатом законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и других внедренческих и научно-технических работ. КТД содержит принципиально новые конструктивные решения, достаточные для получения общего представления о конструкции и работе будущего изделия и необходима для производства единицы (серии) готовой продукции, изготавливаемой организацией
В отношении КТД, которая является результатом НИОКР, организацией введен режим коммерческой тайны, как на объекты, представляющие собой ноу-хау, в соответствии п. 4 ПБУ 14/2007.
Возможно ли применение норм пп. 6 п. 3 ст. 257 НК РФ в части результатов НИОКР, в отношении которых организацией введен режим коммерческой тайны (пп. 12 п. 1 ст. 1225, ст. 1465 ГК РФ)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2012 г. N 03-03-06/1/162
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о признании нематериальными активами сведений, содержащихся в конструкторско-технологической документации, в отношении которых организацией надлежащим образом установлен режим коммерческой тайны, признаваемых секретом производства (ноу-хау), для целей налогообложения налогом на прибыль организаций и сообщает следующее.
Согласно ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных операций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Подпунктом 6 п. 3 ст. 257 НК РФ предусмотрено, что к нематериальным активам, в частности, относится владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
Порядок правовой охраны секретов производства (ноу-хау) установлен гл. 75 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности информации, которые должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Таким образом, сведения, содержащиеся в конструкторско-технологической документации, в отношении которых налогоплательщиком надлежащим образом установлен режим коммерческой тайны, признаваемые секретом производства (ноу-хау) в соответствии с гл. 75 ГК РФ, признаются для целей налогообложения прибыли организаций нематериальными активами с учетом требований гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Порядок амортизации нематериальных активов установлен ст. ст. 256 - 259.3 НК РФ.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
29.03.2012