Организация арендует ангар, где планирует оставлять на ночь транспортные средства. По условиям договора аренды водители должны утром забирать машины, вечером - оставлять. У водителей имеются ключи от помещения (ангара), охранник в ангаре отсутствует

Будет ли ангар считаться рабочим местом по смыслу ст. 209 ТК РФ, если в нем нет соответствующего имущества (столов, стульев, пр.), однако водители обязаны регулярно приезжать сюда и данное место подконтрольно руководителю организации? Образуется ли в данном случае обособленное подразделение, по месту которого организация должна встать на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83 НК РФ?

Ответ: По нашему мнению, учитывая специфику работы водителей, арендуемый ангар, в котором ночью хранятся транспортные средства, нельзя признать стационарным рабочим местом водителей, а учитывая тот факт, что рабочие места других работников в указанном помещении отсутствуют, его нельзя признать обособленным подразделением, по месту которого организация должна встать на учет в налоговом органе. В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением необходимости постановки на учет обособленного подразделения он вправе обратиться для принятия такого решения в налоговый орган.

Обоснование: На основании п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Из ст. 209 Трудового кодекса РФ следует, что рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15.02.2010 по делу N А05-9705/2009 отмечает, что в целях признания обособленного подразделения таковым необходимо установление факта территориальной обособленности подразделения и создания налогоплательщиком в подразделении стационарных оборудованных рабочих мест. Под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.

Минфин России в Письме от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20 отметил, что деятельность по месту нахождения арендованного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, приводит к созданию обособленного подразделения организации вне зависимости от фактического времени нахождения конкретного работника на рабочем месте в арендованном организацией помещении.

В другом письме Минфин России отметил, что если работниками организации выполняется работа на основании трудового договора и при этом отсутствуют стационарные рабочие места для этих работников, то оснований для постановки на учет в налоговых органах по месту осуществления таких работ не возникает (Письмо Минфина России от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265).

При этом, по нашему мнению, необходимо учитывать п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, согласно которому рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) времени управления автомобилем;

б) времени специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) времени простоев не по вине водителя;

ж) времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) времени в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В этой связи полагаем, что рабочее место водителя стационарным признать нельзя, напротив, считаем, что фактически рабочим местом водителя является сам автомобиль, подобное рабочее место является передвижным, а сама работа носит разъездной характер. Указанные условия на основании ст. 57 ТК РФ включаются в трудовой договор.

ФНС России в Письме от 18.01.2011 N ПА-4-6/449 отмечает, что согласно п. 9 ст. 83 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Учитывая это, ФНС России считает, что необходимо представлять в налоговый орган по месту нахождения организации (либо в налоговый орган по месту осуществления деятельности работника) документы, на основании которых осуществляется деятельность вне места расположения организации, в том числе договор, заключенный между организацией и работником, и исходя из анализа представленных документов налоговый орган должен сделать вывод о признании (непризнании) деятельности работника в качестве представителя организации обособленным подразделением организации.

Таким образом, по нашему мнению, учитывая специфику работы водителей, арендуемый ангар, в котором ночью хранятся транспортные средства, нельзя признать стационарным рабочим местом водителей, а учитывая тот факт, что рабочие места других работников в указанном помещении отсутствуют, его нельзя признать обособленным подразделением, по месту которого организация должна встать на учет в налоговом органе. В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением необходимости постановки на учет обособленного подразделения он вправе обратиться для принятия такого решения в налоговый орган.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

29.03.2012