Организация разместила рекламное объявление в периодическом печатном издании (газете), не являющемся специализированным рекламным изданием. В газетном объявлении не было указано, что размещенная информация является рекламой. Можно ли расходы на такую рекламу учесть при исчислении налога на прибыль?

Ответ: По нашему мнению, организация имеет право учесть расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль. Тот факт, что в объявлении в периодическом печатном издании не было указано, что размещенная информация является рекламой, возможно, вызовет претензии со стороны налоговых органов. Однако если дело дойдет до судебного спора, то организация имеет неплохие шансы выиграть дело.

Обоснование: Под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").

Рекламой является информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон N 38-ФЗ).

Размещение рекламных текстов в периодических печатных изданиях, которые не специализируются на публикации рекламных материалов, должно сопровождаться пометкой "Реклама" или "На правах рекламы", так как такой порядок размещения рекламных объявлений предусмотрен ст. 16 Закона N 38-ФЗ. Таким образом, если информация опубликована без данных пометок, то рекламой она не признается. То есть такие расходы для целей расчета налога на прибыть не принимаются (Письмо Минфина России от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94).

Однако полагаем, что вывод контролирующих органов довольно спорный. С нашей точки зрения, расходы на объявление, в котором отсутствуют пометки "Реклама" или "На правах рекламы", несмотря на мнение Минфина России (Письмо от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94), можно учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Дело в том, что из законодательства РФ не следует, что наличие пометок "Реклама" или "На правах рекламы" является единственным признаком рекламы. Такое объявление признается рекламным и при наличии иных признаков рекламы, указанных в п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ.

С учетом этого одно лишь отсутствие пометок в объявлении не является основанием для непризнания объявления рекламным и не может повлечь за собой исключение затрат, связанных с публикацией объявления, из состава расходов по налогу на прибыль. Более того, заметим, что контроль за соблюдением законодательства о рекламе не входит в компетенцию налоговой службы, так как является функцией антимонопольного органа. Только ФАС РФ вправе признать рекламу не соответствующей требованиям законодательства и привлечь нарушителя к ответственности (ст. 33 Закона N 38-ФЗ). К такому выводу приходят и судьи (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2008 N КА-А40/8513-08-2, ФАС Поволжского округа от 16.04.2008 N А55-10084/07). Получается, что налоговые органы в принципе не вправе делать выводы о том, считается ли опубликованное объявление рекламой или нет.

Следовательно, при наличии претензий со стороны налоговых органов организация может отстоять свое право на включение указанных затрат в состав расходов по налогу на прибыль в судебном порядке. Однако во избежание споров с проверяющими пометки "Реклама" или "На правах рекламы" в объявления, размещаемые организацией, безопаснее включать.

В дополнение напомним, что затраты на рекламу через средства массовой информации, в частности через периодическое печатное издание, не нормируются. Они подлежат включению в налоговую базу в полном объеме (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

28.03.2012