Организация занимается продажей продовольственных товаров. В целях поиска новых покупателей и повышения конкурентоспособности организация вступила в профессиональную некоммерческую организацию и уплачивает членские взносы. Уменьшают ли налогооблагаемую базу по налогу на прибыль данные взносы?

Ответ: В случае если организация, занимающаяся продажей продовольственных товаров, в целях поиска новых покупателей и повышения конкурентоспособности вступила в профессиональную некоммерческую организацию и уплачивает членские взносы, то при расчете налога на прибыль организация не вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму этих членских взносов.

Обоснование: Членские взносы некоммерческим организациям можно учесть при расчете налога на прибыль в прочих расходах только при условии, что такая плата необходима для ведения деятельности организации (пп. 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Членство в профессиональных некоммерческих организациях с целью поиска новых клиентов (покупателей) и повышения конкурентоспособности, скорее всего, не является необходимым условием для ведения деятельности организации. Ведь такое членство осуществляется на основании желания, а не исходя из требования законодательства РФ. Поэтому эти расходы (членские взносы) не могут учитываться при расчете налога на прибыль. Такой же позиции придерживается и Минфин России (Письма от 01.11.2010 N 03-03-06/1/676, от 08.05.2009 N 03-03-06/1/311).

Добавим, что, по нашему мнению, подобного подхода должны придерживаться все организации, а не только те, которые занимаются продажей продовольственных товаров.

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

28.03.2012