О налогообложении НДС реализации на торгах муниципального имущества, выкупаемого единым лотом, включающим земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение)

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 2012 г. N 03-07-11/86

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации имущества, составляющего муниципальную казну и выкупаемого единым лотом, включающим земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), и сообщает следующее.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) данного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации на торгах единым лотом земельного участка и расположенного на нем здания (строения, сооружения) налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять в порядке, установленном ст. 158 "Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса" Кодекса.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 158 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов активов.

В этой связи при реализации на торгах единого имущественного комплекса, включающего земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), налоговую базу следует определять отдельно по земельному участку и по зданию (строению, сооружению), расположенному на участке.

При продаже имущественного комплекса в соответствии с п. 3 ст. 158 Кодекса для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.

Исходя из порядка расчета поправочного коэффициента, установленного п. 2 ст. 158 Кодекса, при реализации на торгах имущественного комплекса поправочный коэффициент следует рассчитывать как отношение конечной цены реализации комплекса к его балансовой стоимости, включающей балансовую стоимость отдельных видов имущества с учетом амортизации, составляющих комплекс.

Таким образом, при реализации на торгах единого имущественного комплекса, включающего земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость цена земельного участка и расположенного на нем здания (строения, сооружения) принимается равной произведению балансовой стоимости самого участка, а также расположенного на нем здания (строения, сооружения) на поправочный коэффициент.

На основании п. 3 ст. 168 Кодекса налоговые агенты - организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие имущество, составляющее муниципальную казну, обязаны составлять счета-фактуры.

Исходя из порядка составления сводного счета-фактуры, установленного п. 4 ст. 158 Кодекса, при реализации на торгах единого имущественного комплекса, включающего земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), следует составить сводный счет-фактуру с указанием в графе 9 "Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего" счета-фактуры цены, по которой продан комплекс. При этом в сводном счете-фактуре необходимо выделить в самостоятельные позиции земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение).

В сводном счете-фактуре цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.

Поскольку на основании пп. 6 п. 2 ст. 146 Кодекса операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, по строке, в которой отражаются данные по земельному участку, в графах 7 "Налоговая ставка" и 8 "Сумма налога, предъявленная покупателю" следует поставить прочерки.

По строкам, в которых отражаются данные по зданию (строению, сооружению), реализация которого облагается налогом на добавленную стоимость, в графах 7 "Налоговая ставка" и 8 "Сумма налога, предъявленная покупателю" указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 18/118 и сумма налога, определенная как соответствующая расчетной налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Одновременно сообщаем, что с 1 апреля 2011 г. в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 146 Кодекса (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ) не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

27.03.2012