Согласно условиям государственного контракта на поставку товара организация-поставщик обязана поставить товар надлежащего качества, соответствующий условиям контракта, а государственный заказчик - принять и оплатить поставленный товар

За просрочку поставки товара поставщик выплачивает пени за каждый день просрочки поставки; кроме того, в случае поставки товара ненадлежащего качества поставщик обязан заменить его в течение срока, установленного контрактом, с момента получения уведомления от заказчика.

Вправе ли государственный заказчик требовать от поставщика уплаты пеней, если товар ненадлежащего качества заменен им в течение срока, установленного контрактом, притом что по условиям контракта некачественная продукция считается непоставленной?

Ответ: Учитывая положения законодательства и арбитражную практику, в рассматриваемом случае государственный заказчик не вправе требовать от поставщика уплаты пеней вследствие того, что замена некачественного товара им произведена в предусмотренные контрактом сроки.

Обоснование: Положениями ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) установлено, что под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.

Контракт, согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Так, в силу п. 1 ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд согласно п. 2 ст. 525 ГК РФ применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст. 526 ГК РФ поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник, согласно положениям п. 1 ст. 330 ГК РФ, обязан уплатить кредитору неустойку.

Частями 10 и 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ также установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. Так, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, из приведенных положений следует, что государственный контракт должен содержать условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а в случае просрочки выполнения обязательства поставщиком заказчик вправе потребовать от него уплаты пеней, однако, если обязательство выполнено, такого права заказчик не имеет.

К аналогичным выводам приходят и арбитражные суды.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 17.01.2012 N А28-5206/2011, установив из материалов дела, что поставленный некачественный товар был заменен поставщиком в пределах срока, установленного государственным контрактом, а также то, что согласно условиям контракта некачественная продукция считается непоставленной, пришел к выводу: из условий контракта не следует, что неустойка, предусмотренная контрактом за ненадлежащее его исполнение, начисляется в пределах срока, установленного контрактом, предоставляемого поставщику для замены некачественной продукции.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что поставщиком не допущено нарушений условий контракта, касающихся установленных сроков поставки продукции, в связи с чем основания для удовлетворения требований государственного заказчика отсутствуют.

Таким образом, из положений законодательства и арбитражной практики можно сделать вывод о том, что уплату пеней заказчик может потребовать только за невыполнение поставщиком условий контракта, и если поставщиком в установленный контрактом срок некачественный товар был заменен, то такое право у него отсутствует.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.03.2012