Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком заключен государственный контракт на поставку товара. Условиями контракта определен срок поставки товара - срок действия контракта. Оплата поставленного товара, в соответствии с условиями контракта, производится также в течение срока действия контракта. Поставка товара осуществляется в адрес государственного учреждения - получателя по государственному контракту. Часть товара отгружена поставщиком получателю по истечении срока действия государственного контракта, в связи с чем государственный заказчик оплачивать товар отказался

Правомерен ли отказ государственного заказчика от оплаты поставленного товара, если товар принят государственным учреждением? Кто обязан оплатить поставленный товар?

Ответ: Учитывая положения законодательства и арбитражную практику, отказ государственного заказчика от оплаты товара, поставленного указанному им получателю, по истечении срока государственного контракта является правомерным, так как окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств, и в рассматриваемой ситуации обязанность по оплате данного товара ложится на получателя - государственное учреждение.

Обоснование: Положениями ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) определено, что государственный контракт - это договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.

Контракт, согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Так, в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

Пунктом 1 ст. 531 ГК РФ также установлено, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными ст. ст. 506 - 522 ГК РФ.

По договору поставки согласно ст. 506 ГК РФ поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Кроме того, поставка товаров для государственных нужд, в соответствии с п. 5 ст. 454 ГК РФ, является отдельным видом договора купли-продажи, по которому согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Пунктом 1 ст. 509 ГК РФ установлено, что поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

В соответствии со ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров, согласно п. 2 ст. 531 ГК РФ, производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, на основании п. 1 ст. 511 ГК РФ, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором.

Согласно положениям п. 1 ст. 520 ГК РФ под недопоставкой понимается случай, когда поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок.

Покупатель в свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 511 ГК РФ, вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена, если в договоре поставки не предусмотрено иное. Товары, поставленные до получения поставщиком уведомления, покупатель обязан принять и оплатить.

В силу п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Таким образом, из приведенных положений можно сделать вывод, что товар по государственному контракту может быть поставлен не только государственному заказчику, но и иному получателю, указанному государственным заказчиком, причем оплата поставленного товара производится непосредственно государственным заказчиком, а не получателем товара, однако это происходит только в рамках срока действия государственного контракта. Следовательно, государственный заказчик не обязан оплачивать товар, поставленный получателю за пределами срока действия государственного контракта.

К аналогичному выводу приходят и арбитражные суды.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.01.2012 N А29-2977/2011 пришел к выводу, что после истечения срока действия контракта обязанность поставщика поставлять предусмотренный государственными контрактами товар должна быть прекращена и произведенные поставщиком по истечении срока действия государственных контрактов поставки следует расценивать как разовые сделки купли-продажи между поставщиком и получателем.

Судом также установлено, что, поскольку поставка товара была осуществлена после окончания срока действия государственного контракта, следовательно, на государственного заказчика не может быть возложена обязанность по оплате товара, полученного вне рамок заключенного контракта, а оплата такого товара должна быть произведена получателем.

Аналогичной позиции придерживается также ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 06.09.2010 N А45-20734/2009, установив, что, поскольку поставка товара была произведена после истечения срока действия государственного контракта, вывод о возникновении у получателя обязательства по оплате фактически полученного товара является верным.

Таким образом, из анализа положений законодательства и арбитражной практики следует, что товар поставлен получателю, указанному государственным заказчиком, после истечения срока действия государственного контракта, следовательно, обязанности у государственного заказчика оплатить данный товар не возникает. Однако в связи с тем, что в данном случае поставщик отгрузил, а получатель принял товар, такие действия поставщика и получателя должны расцениваться как разовая сделка купли-продажи, соответственно, оплатить поставленный товар обязан непосредственно получатель.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.03.2012