Государственный заказчик, находящийся в г. N, разместил извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку товара, включив в аукционную документацию требование, согласно которому местом поставки товара должен быть склад поставщика в г. N

Правомерно ли включение в аукционную документацию условия о поставке товара на склад поставщика в г. N? Может ли оно привести к ограничению или устранению конкуренции, притом что данное условие включено в аукционную документацию, так как государственный заказчик собственного склада не имеет и в связи с этим указать конкретный адрес поставки не может?

Ответ: Учитывая положения законодательства и арбитражную практику, включение государственным заказчиком в аукционную документацию условия о поставке товара на склад поставщика в г. N привести к ограничению или устранению конкуренции не может в связи с тем, что установление географических требований к месту поставки не противоречит действующему законодательству.

Обоснование: Государственный контракт, согласно положениям ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), представляет собой договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.

Размещение заказа, согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, может осуществляться путем проведения торгов, в том числе в форме аукциона в электронной форме.

Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт в соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Пунктом 5 ч. 4 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ установлено, что в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается в том числе и место поставки товара.

Документация об открытом аукционе в электронной форме, согласно п. 7 ч. 4 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ, должна содержать в том числе такие сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, как место, условия и сроки (периоды) поставки товара.

Кроме того, ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Положениями ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Пунктом 17 ст. 4 Закона N 135-ФЗ определено, что признаки ограничения конкуренции - это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных положений можно сделать вывод о том, что документация об аукционе должна содержать требования, позволяющие определить соответствие поставляемого товара потребностям заказчика, в том числе и требование к месту поставки товара, однако в законодательстве не определено, каким образом данное условие должно быть сформулировано.

В судебной практике существует позиция, согласно которой использованный заказчиком способ определения места поставки товара (склад поставщика) является допустимым, не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов участников размещения заказа.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 11.01.2012 N А28-3609/2011 установил, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Кроме того, место поставки определено путем установления географических и организационно-технических требований, что не противоречит действующему законодательству.

Суд указал на то, что использованный заказчиком способ определения места поставки товара (склад поставщика в г. N) является допустимым, не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов участников размещения заказа, поскольку при подаче заявки поставщику известно, на какой склад, по какому адресу он предлагает осуществить поставку товара.

Таким образом, исходя из анализа положений законодательства и арбитражной практики можно сделать вывод, что установление в аукционной документации такого требования к месту поставки, как склад поставщика в географически определенном месте без указания адреса, не может свидетельствовать об ограничении или устранении конкуренции, в связи с тем что включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.03.2012