Организация на праве собственности владеет торговым комплексом, помещения которого она сдает в аренду сторонним организациям, сама организация торговую деятельность в здании торгового комплекса не ведет
Организацией было принято решение выпустить буклет, в котором содержится информация о реализуемых арендаторами товарах и самих арендаторах. Вправе ли организация учесть расходы на выпуск буклета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций?
Ответ: Исходя из позиции Минфина России и противоречивой судебной практики считаем, что если организация-арендодатель сдает в аренду помещения торгового комплекса и сама торговую деятельность в здании торгового комплекса не ведет, при этом осуществляет распространение рекламной информации путем выпуска буклета, где содержится информация об арендаторах и реализуемых ими товарах, то арендодатель не вправе учесть расходы, понесенные на выпуск буклета, так как данные расходы не являются экономически обоснованными. Противоположную позицию организации придется доказывать в суде.
Обоснование: В силу ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Как установлено пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Абзацем 4 п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На основании п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Конституционный Суд РФ считает, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П.
Минфин России считает, что расходы на изготовление рекламных листовок, буклетов, флаерсов, лифлетов, содержащих рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, распространяемых в рекламных целях неопределенному кругу лиц, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли на основании абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, и являются ненормируемыми. Указанная позиция изложена в Письме Минфина России от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157.
Однако в Письме Минфина России от 26.01.2007 N 03-03-06/1/34 отмечено, что расходы на осуществление рекламной деятельности в пользу третьих лиц для целей налогообложения прибыли не являются экономически обоснованными и не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
ФАС Московского округа, рассмотрев дело о доначислении налоговым органом суммы налогов, в том числе налога на прибыль организаций, в отношении организации, которая, по мнению налогового органа, неправомерно учла расходы на выпуск печатного издания, в котором речь идет об арендаторах и реализуемом ими товаре, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в своем Постановлении от 16.09.2011 N А40-130812/10-127-755 принял сторону организации, определив, что данные расходы можно учесть при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, так как выпуск печатного издания ставит своей целью привлечение внимания непосредственно к самому торговому комплексу.
Однако в Постановлении ФАС Уральского округа от 15.04.2008 N Ф09-2365/08-С3 суд принял сторону налогового органа, определив, что расходы на рекламу деятельности третьих лиц не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Исходя из позиции Минфина России и противоречивой судебной практики считаем, что если организация осуществляет распространение рекламной информации путем выпуска буклета и в данном буклете содержится информация об арендаторах и реализуемых ими товарах, то организация не может учесть расходы, понесенные на рекламу в рамках норм пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как данные расходы не являются экономически обоснованными. Противоположную позицию организации придется доказывать в суде.
А. Ю.Рахаев
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
26.03.2012