Государственное унитарное предприятие г. Москвы является управляющей организацией в многоквартирных домах. Данная организация на основании Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" получила из государственного учреждения - инженерной службы административного округа субсидию на текущий ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме

Включается ли полученная им субсидия в налоговую базу по НДС управляющей организации?

Ответ: Полученная управляющей организацией (ГУП г. Москвы) на основании Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" субсидия из государственного учреждения - инженерной службы на текущий ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме не облагается НДС, поскольку субсидии предоставляются налогоплательщику вследствие применения им государственных регулируемых цен или предоставления льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Обоснование: Часть 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Статья 78 Бюджетного кодекса РФ определяет, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из федерального бюджета, из бюджета субъекта РФ и из местного бюджета.

Согласно п. 2.1.4 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП на государственные учреждения г. Москвы - инженерные службы административных округов (ГУ ИС АО) возложены функции получателя бюджетных средств по статье бюджета г. Москвы "Расходы по эксплуатации жилищного фонда", направляемых на предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме управляющим организациям (2.1.4.4), а также функции перечисления бюджетных субсидий управляющим организациям (2.1.4.5).

Согласно п. 3 Временного порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП) размер (сумма) бюджетной субсидии определяется в зависимости от таких установленных Правительством г. Москвы случаев предоставления бюджетных субсидий управляющим организациям, как:

а) разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством г. Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода;

б) разница между доходом управляющей организации, определенным исходя из расчета начисления платежей за жилые помещения, находящиеся в государственной собственности г. Москвы, по ценам, установленным собственниками помещений в многоквартирном доме, которыми в установленном порядке принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом и об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, и доходом, полученным от начисления платежей в порядке и по ценам, утвержденным Правительством г. Москвы для расчетов с нанимателями названных жилых помещений, предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения, договору найма специализированного жилого помещения или договору найма жилого помещения коммерческого использования.

Пункт 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.

Из Писем УФНС России по г. Москве от 23.06.2009 N 16-15/63905, от 18.12.2007 N 19-11/120978 следует, что не облагаются НДС субсидии, предоставленные из бюджета на возмещение полученных организацией убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, и если организация является бюджетополучателем.

В указанной ситуации субсидии предоставляются налогоплательщику вследствие применения им государственных регулируемых цен или предоставления льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

ФАС Московского округа в Постановлении от 10.03.2011 N КА-А40/1128-11 признал не подлежащими налогообложению субсидии, полученные ДЕЗ из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов на основании договора, заключенного с уполномоченным ГУ ИС.

Аналогичный подход следует из решений судов, высказанных в Постановлениях:

- ФАС Московского округа от 18.11.2010 N КА-А40/13747-10, от 08.12.2010 N КА-А40/14993-10;

- ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2011 N А27-17052/2010;

- Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 N 11708/04.

Из вышесказанного следует, что не подлежат обложению НДС субсидии, предоставляемые управляющей организации из бюджета г. Москвы, так как при осуществлении ремонта и содержания общего имущества в многоквартирных домах применяются цены, установленные Правительством г. Москвы. В случае возникновения споров с налоговой инспекцией свою правоту можно доказать в суде.

В. В.Никитин

Консалтинговая группа "Аюдар"

23.03.2012