Федеральным казенным учреждением размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на выполнение работ по ремонту с использованием перечисленных в аукционной документации материалов, а также поставку необходимого оборудования (товара). В аукционной документации заказчиком определены требования к качеству и техническим характеристикам, которым должны соответствовать используемые материалы и поставляемое оборудование

Правомерно ли отклонение аукционной комиссией заявки участника размещения заказа, которая содержала только согласие на выполнение работ, наименование и товарный знак предполагаемых к использованию материалов и оборудования без указания их характеристик?

Ответ: Учитывая положения законодательства и арбитражную практику, отклонение аукционной комиссией заявки участника размещения заказа, которая не содержала характеристики предполагаемого к использованию товара, товарный знак которого эквивалентен товарному знаку, указанному заказчиком в аукционной документации, правомерно, так как отсутствие данных характеристик товара не дает возможности аукционной комиссии определить соответствие такого товара требованиям заказчика.

Обоснование: Размещение заказов для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными заказчиками выступают в том числе казенные учреждения.

Частью 1 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ установлено, что открытый аукцион в электронной форме на право заключить контракт - это открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

При этом согласно ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

Требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме установлены ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Так, согласно ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, согласно ч. 1 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения, указанные в п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Кроме того, п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.

Вместе с этим при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, согласно пп. "а" и "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, должна содержать одно из следующих сведений:

- согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;

- согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Аукционная комиссия, согласно ч. 1 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ, проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.

При непредставлении сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, или представлении недостоверных сведений в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме.

Частью 5 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ установлено, что отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ, не допускается.

Таким образом, из приведенных выше положений следует, что, если участник размещения заказа использует товар, товарный знак которого является эквивалентом товарного знака, указанного в аукционной документации заказчиком, он, помимо товарного знака этого товара, должен указать и его характеристики.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 26.01.2012 N А31-3165/2011, установив из материалов дела, что участнику было отказано в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что в заявке отсутствовали конкретные показатели предлагаемого для использования товара, при том что государственный заказчик определил конкретные требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) поставляемого товара, пришел к выводу, что первая часть поданной на участие в аукционе заявки должна содержать необходимые сведения для заявки на участие в аукционе при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения которых используется товар.

В связи с тем что участник размещения заказа в первой части заявки не указал конкретных показателей предлагаемого для использования товара, что не соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, у аукционной комиссии отсутствовала возможность определить соответствие поставляемого товара потребностям заказчика. При таких обстоятельствах решение аукционной комиссии по отклонению заявки не противоречит требованиям законодательства.

Таким образом, из анализа положений законодательства и арбитражной практики следует, что аукционная комиссия вправе отклонить заявку участника размещения заказа и не допустить его до торгов, если в его заявке отсутствуют сведения, о необходимости которых указано заказчиком в аукционной документации, в том числе такие сведения, как характеристики товара, товарный знак которого предполагает к использованию участник, в связи с тем, что отсутствие данных характеристик товара не дает аукционной комиссии определить соответствие такого товара требованиям заказчика.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

23.03.2012