О порядке представления налоговых деклараций по акцизам на табачные изделия в отношении организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков и имеющей в своей структуре обособленные подразделения, а также об администрировании акциза на табачные изделия и проведении мероприятий налогового контроля в отношении вышеуказанной организации
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 марта 2012 г. N ЕД-4-3/4948@
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу администрирования акциза на табачные изделия в отношении организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков и имеющей в своей структуре обособленные подразделения, и сообщает.
Согласно п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с Налоговым кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Порядка организации обработки налоговых деклараций (расчетов), поступивших в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, утвержденного Приказом ФНС России от 11.03.2010 N ММ-7-6/107@, администрирование налогов инспекциями ФНС России по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и инспекциями ФНС России по месту нахождения их обособленных подразделений, объектов налогообложения или иным основаниям осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными документами ФНС России.
Обязанность представления налогоплательщиками налоговой декларации по акцизам определена п. 5 ст. 204 Налогового кодекса, в соответствии с положениями которой декларация представляется по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации по акцизам в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
На этом основании вышеуказанные налогоплательщики, осуществляющие производство табачных изделий, обязаны представлять декларации по акцизам на табачные изделия, в том числе составленные по каждому обособленному подразделению в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения акцизом, в соответствии со сроками их представления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
При этом представление сводной декларации по акцизам на табачные изделия в целом по крупнейшему налогоплательщику положениями гл. 22 "Акцизы" Налогового кодекса не предусмотрено.
Уплата акциза по указанным операциям, согласно п. 4 ст. 204 Налогового кодекса, должна осуществляться по месту производства этих подакцизных товаров.
Соответственно, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений крупнейшего налогоплательщика, осуществляющего производство табачных изделий, рассчитывается в общеустановленном гл. 22 "Акцизы" Налогового кодекса порядке по каждому обособленному подразделению крупнейшего налогоплательщика и уплачивается по месту нахождения этого подразделения.
В отношении вопросов проведения мероприятий налогового контроля сообщает следующее.
ОАО состоит на налоговом учете в качестве крупнейшего налогоплательщика в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН).
При представлении ОАО сведений о реализации подакцизных товаров по обособленному подразделению в г. П. и на основании вышеизложенных норм Налогового кодекса МИ ФНС России по КН обязана передать их в Межрайонную ИФНС России по области.
Вместе с тем ОАО не исполнило свою обязанность по представлению декларации по акцизам на табачные изделия, составленную по обособленному подразделению в части осуществляемых им операций, признаваемых объектом налогообложения акцизом.
Согласно п. 3 ст. 76 Налогового кодекса, приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке применяется в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Следовательно, Межрайонная ИФНС России по области на основании информации, поступившей из МИ ФНС России по КН, вправе приостановить операции по расчетным счетам налогоплательщика до момента представления им по месту учета налоговых деклараций за период с декабря 2010 по июнь 2011 гг.
По мнению ФНС России, решение о приостановлении операций по расчетным счетам ОАО может быть принято в случае неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении вышеназванных деклараций по табачным изделиям в Межрайонную ИФНС России по области.
Как следует из письма, в настоящее время отсутствует координация взаимодействия между тремя налоговыми органами (МИ ФНС России по КН, УФНС России по области и Межрайонной ИФНС России по области) в случае представления ОАО налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и параллельно налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которых заявлена налоговая ставка 0 процентов, в ходе камеральных налоговых проверок данных деклараций возникает дублирование процесса истребования документов и, как следствие, проведение повторных мероприятий налогового контроля.
Учитывая сложившуюся ситуацию, координирование проведения мероприятий налогового контроля при осуществлении камеральных налоговых проверок деклараций по НДС и акцизам на табачные изделия, представленных налогоплательщиком, должна осуществлять МИ ФНС России по КН.
По вопросу истребования документов необходимо руководствоваться п. 5 ст. 93 Кодекса, согласно которому в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков).
Таким образом, в целях администрирования акцизов на табачные изделия недостающие сведения за период декабрь 2010 - июнь 2011 гг., необходимые для осуществления налогового контроля в части налогооблагаемых операций, совершаемых обособленным подразделением ОАО, место нахождения которого в г. П., в том числе по операциям реализации на экспорт, а также об остатках готовой продукции по состоянию на 01.07.2011, маркированных специальными марками, уведомлениях о максимальных розничных ценах табачных изделий, представляемых ОАО, Межрайонная ИФНС России по области вправе получить в МИ ФНС России по КН.
Что касается банковских гарантий, представляемых налогоплательщиком в соответствии с п. 2 ст. 184 Налогового кодекса в целях освобождения от уплаты акциза при реализации произведенных им табачных изделий, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации, а также документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Налогового кодекса, представляемых в целях подтверждения обоснованности предоставленного освобождения от уплаты акциза, то при совершении обособленными подразделениями операций по реализации подакцизных товаров на экспорт указанные документы налогоплательщику следует представлять в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д. В.ЕГОРОВ
23.03.2012