Организация представила в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, в которой указана сумма налогового вычета. Налоговый орган в дальнейшем признал вычет неправомерным, поскольку контрагенты отсутствуют по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и при заключении договоров организация действовала без должной степени осмотрительности. Как указал налоговый орган, организация должна была запросить информацию не только о регистрации контрагентов в ЕГРЮЛ, но и об уплаченных контрагентами налогах и сборах. Правомерна ли позиция налогового органа?

Ответ: Позиция налогового органа неправомерна, поскольку сведения об уплате налогов и сборов контрагентами представляют собой налоговую тайну, которая не подлежит разглашению третьим лицам, соответственно, сведения, составляющие налоговую тайну, не могут представлять собой информацию, отсутствие которой является основанием для признания налогоплательщика действующим без должной осмотрительности и осторожности. Налогоплательщик, проявляя должную осмотрительность, может принять меры только к получению доступных сведений.

Обоснование: На основании п. п. 1 и 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.

Пункт 1 ст. 166 НК РФ устанавливает, что сумма налога при определении налоговой базы, в соответствии со ст. ст. 154 - 159 и 162 НК РФ, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

На основании п. п. 1 и 2 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, в частности, являющихся общедоступными.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

При этом п. 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ.

Также в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Из взаимосвязанного анализа приведенных норм следует, что сведения об уплате налогов и сборов контрагентами представляют собой налоговую тайну, которая не подлежит разглашению третьим лицам, соответственно, сведения, составляющие налоговую тайну, не могут представлять собой информацию, отсутствие которой является основанием для признания налогоплательщика действующим без должной осмотрительности и осторожности. Налогоплательщик, проявляя должную осмотрительность, может принять меры только к получению доступных сведений.

Данная позиция отражена в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 03.04.2009 по делу N А65-8173/2008 (Определением ВАС РФ от 20.07.2009 N ВАС-9416/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Поволжского округа от 24.03.2009 N А57-19198/2008 (Определением ВАС РФ от 25.06.2009 N ВАС-7674/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

А. А.Болдырь

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

07.04.2014