Организация, оказывающая услуги по перевозке грузов, планирует заключить с местной администрацией соглашение на безвозмездную транспортировку грузов для малочисленных народов Крайнего Севера
Может ли организация воспользоваться освобождением от уплаты НДС на основании пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ?
Возможно ли в целях налогообложения прибыли учесть расходы, связанные с данной транспортировкой?
Ответ: По нашему мнению, организация при безвозмездном оказании услуг по транспортировке грузов для малочисленных народов Крайнего Севера может воспользоваться освобождением от уплаты НДС на основании пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
При этом организация не сможет применить налоговые вычеты в доле, приходящейся на сумму оказанных безвозмездно услуг, так как вычеты можно применить только в случае уплаты налога в составе цены товара (работы, услуги), приобретенного для использования в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, чего в данном случае не происходит.
Все расходы, которые связаны с транспортировкой грузов для малочисленных народов Крайнего Севера, организация не сможет учесть в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Обоснование: При безвозмездной транспортировке грузов для малочисленных народов Крайнего Севера в рамках соглашения с местной администрацией порядок налогообложения будет следующим.
НДС
Согласно пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 4 Закона N 135-ФЗ граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей, граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
Перечень документов, подтверждающих правомерность освобождения от НДС при оказании услуг в рамках благотворительной деятельности, нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрен.
Вместе с тем в Письме УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126825 указано, что передача товаров (работ, услуг) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы:
- договора (контракта) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;
- копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).
Аналогичная позиция содержится в Письмах УФНС России по г. Москве от 05.03.2009 N 16-15/019593.1, от 02.08.2005 N 19-11/55153.
Однако суды придерживаются иного мнения, согласно которому оказание услуг в рамках благотворительной деятельности возможно в одностороннем порядке без заключения договора, на основании соответствующих распоряжений и писем (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2005 N А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2006 N Ф04-10064/2005(20874-А27-37)).
Таким образом, если следовать указаниям контролирующих органов, то организация в целях подтверждения льготы по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ должна представить в налоговый орган соглашение с местной администрацией, которое будет соответствовать Закону N 135-ФЗ, а также копии документов, подтверждающих принятие на учет местной администрацией безвозмездно оказанных организацией услуг, актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании оказанных в рамках благотворительной деятельности услуг.
Однако, если придерживаться позиции, изложенной в судебной практике, организации будет достаточно для подтверждения правомерности применения льготы по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ представить в налоговый орган соответствующие распоряжения и письма, подтверждающие осуществление благотворительной деятельности, но такую позицию, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.
Кроме того, стоит отметить, что организация не сможет применить налоговые вычеты в доле, приходящейся на сумму оказанных безвозмездно услуг, так как вычеты можно применить только в случае уплаты налога в составе цены товара (работы, услуги), приобретенного для использования в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, чего в данном случае не происходит (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Налог на прибыль
В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей.
Оказание организацией услуг по безвозмездной транспортировке грузов для малочисленных народов Крайнего Севера в рамках соглашения с местной администрацией не предполагает получения организацией дохода.
Таким образом, все расходы, которые связаны с этой транспортировкой, организация не сможет учесть в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
П. Н.Зюков
Юридическая компания "Юново"
22.03.2012