Полагается ли иностранной работнице пособие по беременности и родам, если она сменила статус временно пребывающей в РФ на статус временно проживающей в РФ позже, чем в 30 недель беременности? Если полагается, влияет ли указанное обстоятельство на размер пособия?

Ответ: Иностранная работница, сменившая статус временно пребывающей в РФ на статус временно проживающей в РФ, вправе обратиться к работодателю за получением пособия по беременности и родам при условии представления ему листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по данному страховому случаю. Пособие надо рассчитать и выплатить за весь период отпуска по беременности и родам, несмотря на то что застрахованной женщина стала позже, чем в 30 недель беременности.

Обоснование: Согласно ст. 255 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Право получать государственное пособие по беременности и родам имеют только женщины, которые подлежат обязательному социальному страхованию (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон N 255-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

Застрахованными лицами признаются, в частности, постоянно или временно проживающие на территории России иностранцы, работающие по трудовым договорам. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане социальному страхованию не подлежат (пп. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). А потому получать государственное пособие по случаю беременности и родам они не вправе.

Статус временно пребывающего в РФ имеет иностранец, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание. Лицо, получившее разрешение на временное проживание, признается временно проживающим иностранным гражданином (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 115-ФЗ).

Разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранца временно проживать в России до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Такое право предоставляется ему решением о выдаче разрешения на временное проживание, принятым ФМС России и оформленным в виде заключения по установленной форме (п. п. 1, 56, 58 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29.02.2008 N 40).

Таким образом, наличие в паспорте иностранца отметки о разрешении на временное проживание свидетельствует о том, что он воспользовался предоставленным ему правом временно проживать на территории РФ. Следовательно, с даты получения такого разрешения временно пребывающий иностранный работник приобретает статус временно проживающего на территории РФ, а значит, признается застрахованным в системе государственного социального страхования, с выплат в его пользу начинают начисляться обязательные страховые взносы в ФСС РФ и он вправе получать государственные социальные пособия.

Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо, работающее по трудовому договору, представляет работодателю листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены Минздравсоцразвития России (ч. 1, 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321, далее - Положение). Согласно п. п. 1, 4 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок), листок нетрудоспособности выдается только застрахованным лицам, в частности, временно проживающим на территории России иностранным гражданам. Выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Таким образом, выдавая листок нетрудоспособности, медицинские работники обязаны проверить паспорт иностранного гражданина и отметку в нем.

Листок нетрудоспособности выдается в 30 недель беременности. При многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается в 28 недель беременности (п. 46 Порядка). Он может быть выдан и позже указанного срока. При этом продолжительность периода, на который выдается листок нетрудоспособности, не изменяется (ст. 255 ТК РФ). То есть если работница-иностранка обратилась за листком нетрудоспособности позже 30 недель беременности, листок может быть выдан.

Работодателю, которому работница-иностранка принесла листок нетрудоспособности, целесообразно снять копию с паспорта иностранной работницы с отметкой о разрешении на временное проживание. Ведь закон обязывает страхователей представлять документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (п. 6 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ). В данном случае копия паспорта мигранта - как раз такой документ.

Пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка работницы за два календарных года, предшествующих году отпуска по беременности и родам. При этом в расчете участвуют только выплаты, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ (п. 6 ч. 1 ст. 1.2, ч. 1, 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Если же средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок для расчета пособия по беременности и родам принимается равным такому МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Поскольку работница стала застрахованной уже будучи беременной, за два календарных года, предшествующих году отпуска по беременности и родам, у этой работницы не будет выплат, на которые начислялись страховые взносы (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). То есть средний заработок для расчета ее пособия по беременности и родам принимается равным МРОТ. Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов. Таким образом, пособие надо рассчитать и выплатить за весь указанный период, несмотря на то что застрахованной женщина стала позже, чем в 30 недель беременности.

М. Н.Наумчук

Издательство "Главная книга"

22.03.2012