Организации (ОСН) принадлежит автомобиль, который принят к учету как основное средство. В настоящее время автомобиль временно не используется в хозяйственной деятельности организации и переведен на консервацию, амортизация по нему не начисляется. Следует ли организации уплачивать транспортный налог по данному автомобилю?
Ответ: Организации (ОСН) следует уплачивать транспортный налог по автомобилю, переведенному на консервацию, если автомобиль не снят с учета в ГИБДД. Есть суды, которые считают возможным не уплачивать транспортный налог с автомобилей, не эксплуатируемых организацией на дорогах общего пользования и снятых с регистрационного учета в ГИБДД, при наличии соответствующих документов. Законом субъекта РФ может быть предусмотрен льготный порядок налогообложения законсервированных транспортных средств.
Обоснование: Ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат определения консервации объектов основных средств, в том числе автомобилей. Из анализа действующих норм следует, что под консервацией следует понимать временное прекращение использования объекта при обеспечении его сохранности (Приложение 3 к Отраслевым особенностям бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Минздравсоцразвития России 09.06.2007). При этом, поскольку на основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходы организации в числе прочего должны быть документально подтверждены, переведение на консервацию транспортных средств должно быть оформлено документально (например, приказом руководителя).
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Пункт 2 ст. 358 НК РФ содержит перечень транспортных средств, на которые не начисляется налог. При этом в данном перечне нет транспортных средств, находящихся на консервации. Следовательно, автомобили, не используемые организацией, в частности, из-за консервации, но зарегистрированные в ГИБДД, являются объектом налогообложения по транспортному налогу. Аналогичное мнение высказывало УФНС России по г. Москве в Письме от 04.12.2009 N 20-14/4/128153. И хотя в этом разъяснении вопрос касался уплаты транспортного налога физическим лицом, однако им можно руководствоваться, так как объект налогообложения по транспортному налогу у организаций и физических лиц одинаковый (ст. 358 НК РФ) и в Письме речь шла именно о ситуации, когда транспортное средство находится на консервации.
Минфин России также считает, что автомобили, не используемые организацией (в частности, из-за того, что пришли в негодность), но зарегистрированные в ГИБДД, являются объектом налогообложения по транспортному налогу (Письмо от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01).
Вместе с тем организация обязана зарегистрировать в органах ГИБДД транспортные средства, которые предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования (п. 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, далее - Правила). Следовательно, транспортные средства, фактически не используемые организацией, например, из-за консервации, организация вправе снять с регистрационного учета.
Так, ФАС Северо-Западного округа, со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ, указал, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования (п. 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О). И суд сделал вывод, что, поскольку незарегистрированное и не допущенное к участию в дорожном движении транспортное средство не воздействует на состояние дорог общего пользования, экономических оснований для обложения такого транспортного средства транспортным налогом не имеется (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2009 N А05-8942/2008). К аналогичным выводам пришел и ФАС Московского округа (Постановление от 11.06.2009 N КА-А40/4753-09).
Однако некоторые суды придерживаются мнения, что даже снятие с учета в ГИБДД не влечет прекращение уплаты транспортного налога. Если организация документально не подтвердит факт того, что транспортные средства находятся в разобранном состоянии, не пригодном для эксплуатации, если у нее не будет документов, подтверждающих последующее списание и продажу транспортных средств, суд может признать доначисление налога правомерным (см. Постановление ФАС Московского округа от 31.12.2008 по делу N А40-36611/07-118-237).
В дополнение отметим, что законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ч. 3 ст. 356 НК РФ). Так, Законом Республики Кабардино-Балкария установлена льгота в отношении законсервированных объектов при условии документального подтверждения консервации из органов ГИБДД (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2002 N 83-РЗ). Аналогичные льготы могут быть установлены и другими регионами РФ.
Таким образом, организации следует уплачивать транспортный налог по автомобилю, переведенному на консервацию, если автомобиль не снят с учета в органах ГИБДД. Вместе с тем есть суды, которые считают возможным не уплачивать транспортный налог с автомобилей, фактически не эксплуатируемых организацией и снятых с регистрационного учета в ГИБДД, при наличии подтверждающих документов. Законом субъекта РФ может быть предусмотрен льготный порядок налогообложения законсервированных транспортных средств.
Е. А.Федорцова
Издательство "Главная книга"
21.03.2012