Руководитель налогового органа принял решение о проведении выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя. Спустя неделю после начала выездной налоговой проверки она была приостановлена на том основании, что единственный проверяющий инспектор находится на больничном, а другие работники отдела выездных налоговых проверок заняты проведением выездных налоговых проверок иных налогоплательщиков и не могут быть направлены на проверку предпринимателя

Правомерно ли при указанных условиях приостановление выездной налоговой проверки предпринимателя?

Ответ: Правомочие налогового органа по приостановлению проведения выездной налоговой проверки может быть реализовано только на основании положений Налогового кодекса РФ.

Так как нормы НК РФ не содержат такого основания для приостановления проведения выездной налоговой проверки, как временная нетрудоспособность проверяющего инспектора и отсутствие возможности произвести замену проводящего выездную налоговую проверку лица, а также в связи с тем, что положения НК РФ не предусматривают открытого перечня оснований для приостановления проведения выездной налоговой проверки, полагаем, что налоговый орган не вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки предпринимателя.

Обоснование: Статья 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" предоставляет налоговым органам право на осуществление налогового контроля путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 31, пп. 2 п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы вправе проводить выездные налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Пункт 4 ст. 89 НК РФ предусматривает, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено гл. 14 НК РФ.

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца (может быть продлен) и исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке (п. п. 6, 8 ст. 89 НК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Иных оснований п. 9 ст. 89 НК РФ не содержит.

Установленный п. 9 ст. 89 НК РФ перечень является закрытым и исчерпывающим (Постановления ФАС Московского округа от 27.07.2010 по делу N А40-149852/09-114-1189 (Определением ВАС РФ от 27.12.2010 N ВАС-15108/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), от 30.01.2013 по делу N А40-23417/12-129-105).

Перечень оснований для приостановления выездной налоговой проверки расширительному толкованию не подлежит (Постановление ФАС Уральского округа от 01.07.2009 по делу N А50-20663/2008-А2).

Приостановление проведения выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ утверждена форма решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки. Форма решения предусматривает при вынесении решения указание номера подпункта п. 9 ст. 89 НК РФ, содержащего соответствующее основание для приостановления проведения выездной налоговой проверки.

На основании изложенного нахождение единственного проверяющего налогоплательщика инспектора на больничном и отсутствие у налогового органа возможности направить иных должностных лиц для проведения выездной налоговой проверки предпринимателя не свидетельствует о наличии у налогового органа оснований для приостановления выездной налоговой проверки предпринимателя.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

07.04.2014