Межрайонная ИФНС России приняла решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО. Единственный проверяющий ООО инспектор за неделю до окончания двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки уволился из налогового органа, что послужило основанием для продления региональным управлением ФНС России срока выездной налоговой проверки на два месяца

Имеются ли при указанных обстоятельствах у ООО правовые основания для оспаривания решения о продлении срока выездной налоговой проверки?

Ответ: Нормативный акт, устанавливающий основания для продления срока выездной налоговой проверки, не содержит исчерпывающего перечня таких оснований. По нашему мнению, увольнение единственного проверяющего ООО инспектора может являться основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки, так как изменение лица, проводящего выездную налоговую проверку, за неделю до ее окончания может привести к ненадлежащему исполнению налоговым органом обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах посредством проведения выездной налоговой проверки.

Обоснование: Подпункт 2 п. 1 ст. 31, пп. 2 п. 1 ст. 87 Налогового кодекса РФ предоставляют налоговым органам право проведения выездных налоговых проверок.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Проведение выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ, в силу п. 6 которой выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ утверждены Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки (далее - Основания).

На основании п. 5 Оснований для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки. По общему правилу решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ.

Пунктом 4 Оснований предусмотрены основания продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Подпункт 6 п. 4 Оснований предусматривает продление срока проведения выездной налоговой проверки по иным обстоятельствам. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Перечень оснований для принятия решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 по делу N А19-8432/2011 (Определением ВАС РФ от 27.06.2012 N ВАС-7598/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2012 по делу N А46-12889/2011).

Приложением N 1 к Приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ утверждена форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки, предусматривающая возможность внесения вышеупомянутых изменений в связи с необходимостью изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку.

Следует учитывать, что налоговые органы при проведении налогового контроля не должны допускать нарушения прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, выражающегося в осуществлении излишнего и необоснованного налогового администрирования, необходимости предоставления проверяющим условий для работы, исполнения требований налогового органа (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П).

В то же время необходимо отметить, что главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов (ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации") и увольнение за неделю до окончания срока проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика может привести к ненадлежащему исполнению налоговым органом своей обязанности.

На основании изложенного полагаем, что вынесение региональным управлением ФНС России решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки в связи с увольнением единственного проверяющего ООО за неделю до окончания двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки является обоснованным и правомерным.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

07.04.2014