Организация осуществляет перевозки воздушным транспортом. Перевозка детей, не достигших 12 лет, осуществляется по льготным тарифам. Имеет ли право авиаперевозчик на возмещение из федерального бюджета убытков, понесенных вследствие осуществления перевозок пассажиров, не достигших 12 лет, по льготному тарифу?

Ответ: Авиаперевозчик не имеет права на возмещение из федерального бюджета убытков, понесенных им при перевозке детей до 12 лет по льготному тарифу, ввиду того, что Российская Федерация не принимала на себя публичного обязательства по компенсации данных расходов.

Обоснование: Как установлено п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Следовательно, государство, установив для определенных категорий граждан льготы по проезду, принимает на себя обязанность по оплате перевозчику убытков, которые он понес при перевозке этих граждан по льготному тарифу.

Согласно п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа.

Пунктом 1 ст. 64 ВК РФ установлено, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Из норм пп. 3 п. 2 ст. 106 ВК РФ следует, что пассажир воздушного судна имеет право бесплатного, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.

Пленум ВАС РФ в п. 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указал, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 23.12.2010 N КГ-А40/16231-10 отказал в удовлетворении требований перевозчика, определив, что ни один нормативно-правовой акт, в том числе ВК РФ, не устанавливает расходное обязательство публично-правового образования, в частности РФ, по субсидированию льготного тарифа либо предоставления преимущества по провозной плате при воздушных перевозках детей от 2 до 12 лет, поскольку они не предусматривают обязанность РФ предоставлять средства из федерального бюджета на соответствующие цели. Определением ВАС РФ от 11.04.2011 N ВАС-4300/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Кроме того, ФАС Московского округа в Постановлении от 24.08.2011 N КГ-А40/8403-11 отказал в удовлетворении заявленных требований о взыскании с РФ в лице Минфина России за счет казны РФ убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате проезда на воздушном транспорте детям в возрасте до 12 лет, согласившись с выводами нижестоящих судов о том, что перевозчик не лишен возможности учета всех расходов и издержек, связанных с воздушными перевозками пассажиров, в том числе возникших в результате перевозки детей в возрасте от 2 до 12 лет по льготному тарифу. Суд также указал, что право пассажира перевозить с собой детей в возрасте от 2 до 12 лет в соответствии с льготным тарифом не является социальным обязательством, возлагаемым государством на воздушных перевозчиков.

Аналогичная позиция также представлена в Постановлении ФАС Московского округа от 16.12.2010 N КГ-А40/15333-10.

В Определении от 12.05.2010 N ВАС-6113/10 ВАС РФ также указал на то, что убытки, понесенные авиаперевозчиком при перевозке детей до 12 лет по льготному тарифу, не подлежат возмещению за счет казны РФ.

Таким образом, авиаперевозчик не имеет права на возмещение из федерального бюджета убытков, понесенных им при перевозке детей до 12 лет по льготному тарифу, ввиду того, что Российская Федерация не принимала на себя публичного обязательства по компенсации данных расходов.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

20.03.2012