Вправе ли организация учесть в составе прочих расходов по налогу на прибыль на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налога на имущество организаций по объектам обслуживающих производств и хозяйств, находящимся на ее балансе?

Ответ: Исходя из позиции Минфина России суммы налога на имущество, уплачиваемые по объектам обслуживающих производств и хозяйств, налоговую базу по основной деятельности не уменьшают, в состав прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ не включаются и учитываются при исчислении налога на прибыль в соответствии с особенностями, предусмотренными ст. 275.1 НК РФ.

Противоположную точку зрения налогоплательщику, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

По смыслу данной нормы суммы налога на имущество подлежат отнесению к прочим расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно ст. 270 НК РФ суммы налогов, начисленных в соответствии с положениями законодательства РФ, не учитываются в расходах при определении налогооблагаемой базы только в прямо установленных случаях (п. п. 4, 19 и 33 ст. 270 НК РФ).

Положения ст. 270 НК РФ не содержат указания о невозможности учета налогоплательщиком при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций сумм налога на имущество организаций, исчисленного по объектам непроизводственного назначения.

В то же время в соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Для целей гл. 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Как следует из Письма Минфина России от 28.02.2008 N 03-03-05/14, суммы налогов, уплачиваемых по объектам непроизводственного назначения, налоговую базу по основной деятельности не уменьшают и учитываются при исчислении налога на прибыль в соответствии с особенностями, предусмотренными ст. 275.1 НК РФ.

Хотя содержащиеся в названном Письме разъяснения касаются земельного налога, полагаем, сделанные в нем выводы могут быть применены и в отношении налога на имущество организаций.

Раньше Минфин России считал, что суммы налога на имущество по объектам непроизводственного назначения могут быть отнесены в состав прочих расходов (Письмо от 27.03.2006 N 03-03-02/70).

Вместе с тем точка зрения финансового ведомства не совпадает со сложившейся судебной практикой. По мнению арбитражных судов, в целях выбора соответствующего (общего или специального) порядка признания произведенных расходов необходимо выяснение их природы.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 07.11.2011 N Ф09-7085/11 судьи пришли к выводу о том, что суммы налога на имущество организаций по объектам обслуживающих производств и хозяйств (базе отдыха, жилому фонду) обоснованно отнесены налогоплательщиком в состав прочих расходов при исчислении налоговой базы по основному виду деятельности, а не в расходы по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, так как согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов являются самостоятельными видами расходов налогоплательщика, связанными с исполнением публично-правовой обязанности перед бюджетом, а не с содержанием обслуживающих производств.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Уральского округа от 23.06.2011 N Ф09-3440/11-С2.

В Постановлении ФАС Московского округа от 13.12.2010 N КА-А40/14268-10 судьи отклонили доводы налогового органа о том, что, поскольку имущество не используется в производственной деятельности организации-налогоплательщика, налог по этому имуществу не связан с производством и реализацией, указав на то, что суммы налога на имущество, уплачиваемые налогоплательщиком в соответствии с гл. 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ, в полном объеме учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии надлежащего документального подтверждения данных расходов.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России суммы налога на имущество, уплачиваемые по объектам обслуживающих производств и хозяйств, налоговую базу по основной деятельности не уменьшают, в состав прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ не включаются и учитываются при исчислении налога на прибыль в соответствии с особенностями, предусмотренными ст. 275.1 НК РФ.

Противоположную точку зрения налогоплательщику, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

20.03.2012