Уполномоченный регистрирующий орган обратился в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации организации в связи с нарушениями последней законодательства. Организация считает неправомерной позицию уполномоченного органа, так как само по себе наличие нарушений законодательства не является основанием для вынесения решения о принудительной ликвидации юридического лица по заявлению уполномоченного органа, поскольку допущенные нарушения не повлекли неустранимых последствий

Обоснованна ли позиция организации?

Ответ: Если уполномоченный регистрирующий орган обратился в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации организации в связи с нарушениями последней законодательства, организация же считает неправомерной позицию уполномоченного органа, так как само по себе наличие нарушений законодательства не является основанием для вынесения решения о принудительной ликвидации юридического лица по заявлению уполномоченного органа, поскольку допущенные нарушения не повлекли неустранимых последствий, то, по нашему мнению, позиция организации является обоснованной, так как для принудительной ликвидации юридического лица необходимо наличие фактов грубых нарушений законодательства, повлекших неустранимые последствия, что устанавливается судом.

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

На основании п. 3 ст. 61 ГК РФ указанное требование может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Согласно п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Таким образом, помимо наличия нарушений законодательства, необходимо, чтобы они имели значительный характер, а также их последствия имели неустранимый характер.

Неустранимый характер нарушений, а также их грубость являются оценочными категориями, которые, в свою очередь, и определяет суд. Стоит также отметить, что законодатель не устанавливает императива, а указывает на возможность ликвидации юридического лица по решению суда.

Правоприменитель поддерживает вышеизложенную точку зрения по данному вопросу. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.02.2010 N Ф10-6340 по делу N А48-2238/2009 установил, что суды первой и апелляционной инстанции, приняв во внимание характер допущенного обществом нарушения, а также возможность его устранения, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для ликвидации ООО. Другие суды придерживаются аналогичной точки зрения (см., например, Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 N 07АП-9140/10 по делу N А45-9505/2010, ФАС Дальневосточного округа от 14.03.2011 N Ф03-764/2011 по делу N А04-3671/2010).

Следовательно, регистрирующий орган вправе обратиться с заявлением о ликвидации юридического лица в случае грубых нарушений законодательства. Однако степень грубости таких нарушений будет определена окончательно судом, на основании чего суд вынесет соответствующее решение. То есть регистрирующий орган наделен правом обращения в суд, однако ввиду оценочности и относительности понятия грубости нарушений суд на основании представленных доказательств, а также наличия соответствующих последствий будет окончательно принимать решение. Необходимо также помнить, что в гражданско-правовых отношениях существует презумпция вины ответчика, то есть юридическое лицо представляет доказательства того, что нарушения не повлекли неустранимых последствий.

Исходя из вышеизложенного представленные заявителем - уполномоченным органом основания для ликвидации юридического лица оцениваются судом по определенным признакам, установленным законодателем, что изначально не предполагает, что судом будет непременно вынесено решение о принудительной ликвидации юридического лица.

С. Г.Алексеева

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

20.03.2012