Необходимость управления рисками в системе управления объектами государственной собственности

(Мартынушкин А. Б.)

("Юрист", 2006, N 8)

Текст документа

НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ОБЪЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

А. Б. МАРТЫНУШКИН

Мартынушкин А. Б., аспирант (Рязанская государственная сельскохозяйственная академия).

Руководитель, осуществляющий в современных экономических условиях управление объектом государственной собственности, должен быть готов к масштабному применению такого инструмента обеспечения эффективного функционирования собственности, каковым является управление рисками. В той или иной степени различные риски сопутствуют любому объекту государственной собственности, равно как и любому предпринимательскому проекту.

Теоретически управление рисками можно определить как систему организационно-экономических мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение и контроль событий случайного и непредсказуемого характера, способных вызвать перерыв в нормальном функционировании объектов государственной собственности. Сюда же следует отнести и финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия подобных явлений.

В развитой экономической системе управление рисками выполняет важную роль - защищает собственника от отрицательного влияния обстоятельств, которые находятся вне непосредственного разумного контроля и влияния его менеджеров. Тем самым в определенной степени обеспечиваются условия для непрерывного функционирования объектов собственности, что, в свою очередь, является основой для поддержания запланированного уровня издержек, достижения прогнозируемой рентабельности и т. д.

Создание в рамках каждого объекта государственной собственности условий, благоприятных для привлечения и использования всех видов ресурсов, непосредственно связано с разработкой и реализацией конкретной программы управления рисками, которая должна отвечать специфическим особенностям данного объекта.

В теории управления рисками используются понятия "чистых" и "спекулятивных" рисков. "Чистые" риски существуют в тех обстоятельствах, когда есть вероятность убытка, но нет вероятности получения дохода, а "спекулятивные" риски характеризуются тем, что одновременно присутствуют возможности и потерять, и выиграть что-либо.

Понятно, что для организации управления объектами государственной собственности разработка и осуществление мероприятий по защите от "чистых" рисков приобретает дополнительную актуальность, связанную с необходимостью учета экономических интересов государства. Государство как субъект экономической деятельности призвано решать прежде всего экономические задачи долговременного характера. Реализуя через деятельность принадлежащих ему объектов свои долговременные цели, государство должно заботиться об обеспечении условий их непрерывного функционирования, что предполагает государственное стимулирование деятельности по защите от негативного воздействия "чистых" рисков.

Развернутое представление о степени воздействия обстоятельств случайного и непредсказуемого характера на процесс функционирования объектов любой формы собственности может быть получено в результате даже краткого анализа экономического содержания их подверженности рискам. Речь при этом идет об оценке издержек, которые может понести собственник вследствие влияния "чистых" рисков.

Прежде всего собственник должен иметь в виду те возможные издержки, которые могут непосредственно возникнуть в результате неожиданных убытков как таковых, т. е. в результате отрицательного воздействия огня, воды, стихийных бедствий и т. п. В то же время нельзя забывать о косвенных издержках, которые могут стать прямым следствием воздействия "чистых" рисков и по своим масштабам нередко могут превосходить прямые убытки. В этом случае в теории управления рисками говорят о так называемых убытках от перерыва в деятельности. Как собственник, так и управляющий собственностью должны помнить, что объект собственности, пострадавший в результате возникновения обстоятельств случайного и непредсказуемого характера и не способный вследствие этого нормально функционировать, не может выполнять свои обязательства перед собственным персоналом, арендодателями, потребителями, кредитными учреждениями, деловыми партнерами и т. п. Все это в совокупности и формирует убытки от перерыва в деятельности, способные значительным грузом дополнительных финансовых издержек оказывать негативное влияние на собственность и ее эффективное использование.

Неразвитость на объекте собственности программы противостояния отрицательному воздействию событий случайного и непредсказуемого характера является серьезным сдерживающим фактором, объективно вызывающим настороженность и колебания потенциальных инвесторов. Очевидно, что отсутствие благоприятных условий для инвестиций в каждый конкретный объект собственности серьезно ограничивает возможности управляющих не только по эффективной организации его деятельности, но и прежде всего по привлечению основных факторов производства, без чего невозможно в принципе говорить о начале и постоянном возобновлении производственного процесса. Особенно актуален этот вопрос в настоящее время, когда на стопроцентное государственное финансирование всех нужд хозяйственной единицы, даже находящейся в государственной собственности, рассчитывать не приходится, а наиболее реальным представляется вариант, основанный на сочетании государственных вложений и инвестиций из негосударственных источников. Таким образом, в современных условиях вопрос об устранении зависимости объекта собственности от "чистых" рисков особенно остро увязывается с решением ключевой задачи каждого собственника и управляющего - привлечением инвестиций.

Система управления рисками как раз и призвана решать обозначенные выше проблемы и с этой точки зрения должна рассматриваться как важный резерв собственника, профессиональное использование которого способно существенно повысить эффективность функционирования объекта собственности, особенно если эта эффективность рассматривается с позиций долговременной перспективы. Такой подход, в свою очередь, в полной мере отвечает коренным интересам государства как собственника и должен быть в широких масштабах реализован в современной хозяйственной практике.

Система управления рисками способна решать важные задачи в деле обеспечения устойчивого функционирования объектов собственности, однако следует помнить, что пределы применимости этой системы строго ограничены и в полной мере эффект управления рисками достигается при его органическом сочетании с другими элементами механизма экономического управления хозяйственными звеньями.

В целом управление рисками в деятельности предпринимателя или управляющего состоит в минимизации возможного ущерба от воздействия событий случайного и непредсказуемого характера, а значит, в увеличении прибыли (поддержания планового уровня затрат) путем осуществления превентивных мероприятий, сокращения случайных потерь, передачи возможного ущерба третьим лицам.

Система управления рисками способствует созданию непосредственно на предприятии благоприятного климата для сторонних инвесторов, формированию условий для сохранения и поддержания устойчивых производственных связей с партнерами и потребителями (заказчиками) продукции (услуг) предприятия, развитию предпосылок для более активного проявления предпринимательской инициативы руководителями и менеджерами государственного предприятия за счет высвобождения их внимания от проблем, связанных с потенциальной подверженностью рискам.

В конечном счете можно утверждать, что развитие системы управления рисками как ценного экономического актива любой хозяйствующей структуры, является делом выгодным как для собственника того или иного хозяйственного объекта, так и для персонала, управляющего этим объектом. Исходя из вышесказанного, можно точно определить место системы управления рисками в общей структуре управления объектами государственной собственности: данная система представляет собой важную составную часть механизма управления, обеспечивающего эффективное функционирование отдельной хозяйственной единицы.

Роль системы управления рисками состоит в том, чтобы через защиту государственной собственности от отрицательного воздействия событий случайного и непредсказуемого характера создать условия для непрерывного и безубыточного функционирования принадлежащих государству объектов. В свою очередь, наличие определенных гарантий непрерывности и безубыточности деятельности хозяйственных единиц является базой для развития инвестиционно-воспроизводственного процесса и достижения эффективности функционирования собственности в целом.

Название документа