Общим собранием ООО-1 и решением единственного участника ООО-2 принято решение о реорганизации данного юридического лица в форме присоединения к ООО-1. ООО-1 общим собранием приняло договор о присоединении ООО-2 к ООО-1

ООО-1 и ООО-2 представили в инспекцию заявление - уведомление о начале процедуры реорганизации, на основании которого инспекцией принято решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо - ООО-2 находится в процессе реорганизации в форме присоединения к ООО-1, о чем внесена запись и выдано соответствующее свидетельство.

Решением единственного участника ООО-2 процедура реорганизации общества прекращена, утверждено дополнительное соглашение к договору о присоединении о расторжении данного договора.

ООО-2 представило в инспекцию заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении реорганизации юридического лица. Рассмотрев заявление, инспекция вынесла решение об отказе во внесении указанных сведений в ЕГРЮЛ в связи с непредставлением заявления по форме, утвержденной уполномоченным органом.

Правомерна ли позиция уполномоченного органа?

Ответ: Если ООО-1 и ООО-2 представили в инспекцию заявление - уведомление о начале процедуры реорганизации (на основании которого инспекцией принято решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо - ООО-2 находится в процессе реорганизации в форме присоединения к ООО-1, внесена запись и выдано соответствующее свидетельство), а решением единственного участника ООО-2 процедура реорганизации общества прекращена, утверждено дополнительное соглашение к договору о присоединении о расторжении данного договора и ООО-2 представило в инспекцию заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении реорганизации юридического лица, но налоговый орган отказал в принятии данного заявления, поскольку заявление не представлено по форме, утвержденной уполномоченным органом, то, по нашему мнению, позицию регистрирующего органа следует признать необоснованной, так как он имеет право на внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении реорганизации в силу смысла норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

В соответствии с пп. "т" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц указываются сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

В силу п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

На основании п. 5 ст. 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

В соответствии с п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Отсутствие в Законе N 129-ФЗ норм, прямо предусматривающих и регламентирующих порядок внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении начатой процедуры реорганизации юридического лица, не является препятствием для принятия регистрирующим органом решения об удовлетворении заявления общества исходя из иных норм данного Закона.

Поскольку предметом регулирования Закона N 129-ФЗ являются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, ссылка на отсутствие нормативного регулирования спорных отношений несостоятельна.

Таким образом, отказ во внесении изменений в ЕГРЮЛ о прекращении начатой процедуры реорганизации противоречит смыслу норм Закона N 129-ФЗ, в также нарушает права заявителя на достоверное информирование о прекращении начатой процедуры реорганизации, что, в свою очередь, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

В такой ситуации, по нашему мнению, уместно применение порядка внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, предусмотренного ст. 17 Закона N 129-ФЗ по аналогии.

Данной точки зрения придерживается и правоприменитель. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 10.08.2011 N Ф03-3515/2011 по делу N А24-4795/2010 указал, что по смыслу ст. ст. 1, 4 и 5 Закона N 129-ФЗ и п. 3 ст. 52 ГК РФ государственная регистрация юридических лиц направлена в том числе на публичную достоверность, отражение в ЕГРЮЛ действительных сведений о юридическом лице. Следовательно, отказ во внесении изменений в ЕГРЮЛ о прекращении начатой процедуры реорганизации нарушает права заявителя на достоверное информирование о нем, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Другие суды придерживаются аналогичной позиции по данному вопросу (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2010 N Ф03-3874/2010 по делу N А24-4496/2009, от 09.06.2010 N Ф03-3848/2010 по делу N А24-4435/2009).

Исходя из вышеизложенного, несмотря на отсутствие прямого регулирования данного вопроса законодателем, уполномоченный орган обязан внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ, используя аналогию закона.

С. Г.Алексеева

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

19.03.2012