Организация в срок и в порядке, установленные законодательством, направила в налоговый орган в электронном виде декларацию по НДС за I квартал 2012 г. с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета. Данная декларация была принята налоговым органом, уведомлений в адрес организации о непринятии декларации от налогового органа не поступало

В декабре 2013 г. организация по письменному заявлению получила от налогового органа реестр деклараций с 2010 г. по 2012 г. с суммами НДС, заявленными к возмещению из бюджета. Однако в нем отсутствовала информация о декларации по НДС за I квартал 2012 г.

Организация в декабре 2013 г. обратилась в суд с требованиями о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непроведении камеральной налоговой проверки указанной декларации, и об обязании налогового органа провести камеральную налоговую проверку декларации по НДС за I квартал 2012 г. и принять соответствующее решение.

Правомерен ли довод налогового органа о том, что срок исковой давности истек, поскольку организация должна была узнать о нарушении своих прав с момента истечения трехмесячного срока на камеральную налоговую проверку?

Ответ: Считаем, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые обязывают организацию контролировать проведение налоговым органом камеральной налоговой проверки декларации по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета, и принятие по итогам ее проведения соответствующего решения. В соответствии с п. 9 ст. 176 НК РФ о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении должен сообщать именно налоговый орган.

Поскольку налоговый орган в данном случае не сообщил организации о принятом решении, а организация, в свою очередь, узнала о нарушении своих прав только из реестра деклараций, направленного в ее адрес налоговым органом, она имеет право обратиться в суд в трехмесячный срок, который будет исчисляться с даты, когда она получила указанный реестр деклараций.

Следовательно, довод налогового органа, изложенный в тексте вопроса, неправомерен, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование: На основании п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

В силу п. 5 разд. I Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее - Порядок), представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.

В соответствии с п. 4 разд. II Порядка датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Согласно п. 3 разд. II Порядка при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик соблюдает следующий порядок электронного документооборота:

- после подготовки информации, содержащей данные налоговой декларации, налогоплательщик подписывает ее ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа по месту учета;

- в течение суток в адрес налогоплательщика налоговый орган высылает квитанцию о приеме декларации в электронном виде. После проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогового органа налогоплательщик сохраняет документ в своем архиве.

В п. 2 ст. 88 НК РФ указано, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Таким образом, НК РФ не содержит норм, которые обязывают организацию контролировать проведение налоговым органом камеральной налоговой проверки декларации по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета, и принятие по итогам ее проведения соответствующего решения. В соответствии с п. 9 ст. 176 НК РФ о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении должен сообщать именно налоговый орган.

По нашему мнению, поскольку налоговый орган в данном случае не сообщил организации о принятом решении, а организация, в свою очередь, узнала о нарушении своих прав только из реестра деклараций, направленного в ее адрес налоговым органом, она имеет право обратиться в суд в трехмесячный срок, который будет исчисляться с даты, когда она получила указанный реестр деклараций.

Следовательно, довод налогового органа, изложенный в тексте вопроса, является неправомерным.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.07.2013 по делу N А13-8654/2012 в аналогичной ситуации поддержал позицию налогоплательщика.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

07.04.2014