Какие штрафные санкции могут быть предъявлены организации, если в 2011 г. она в бухгалтерском учете не создавала резервы по сомнительным долговым обязательствам?

Ответ: С 2011 г. создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете стало обязательным для организаций.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами, организация может быть привлечена к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации по ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: В нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету были внесены изменения. Основанием этому явился Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. N 3". В частности, в п. 70 раздела "Капитал и резервы" Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение), были внесены изменения, касающиеся создания резерва по сомнительным долгам. Если ранее (до 2011 г.) создание такого резерва было правом организации, то с учетом внесенных изменений в п. 70 Положения установлено, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Поэтому организации обязаны создавать такой резерв.

Изменилась и сама формулировка определения "сомнительная задолженность". Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Следовательно, теперь любая дебиторская задолженность, независимо от ее характера, например, выданные авансы, задатки, беспроцентные займы, задолженности по хозяйственным штрафам и процентам, в погашении которых организация сомневается, может быть признана сомнительной.

Сомнительной можно признать и задолженность, срок погашения которой еще не наступил, но есть основания полагать, что она не будет погашена в срок.

Обращаем внимание: право определить, какой долг сомнительный, остается за организацией. Чтобы решить, сомнительный долг или нет, организация должна изучить платежеспособность каждого контрагента и оценить вероятность погашения задолженности.

Однако если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

Но если есть риск, что тот или иной контрагент не погасит долг вовремя, то положение учетной политики о том, что такой резерв не создается, будет противоречить законодательству по бухгалтерскому учету.

Согласно ст. 18 Закона N 129-ФЗ руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 15.11 КоАП РФ установлена ответственность для должностных лиц организации в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимаются:

- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

- искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Это означает, что уклонение от применения обязательных норм по созданию резерва по сомнительным долгам может привести к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в случае неприменения положения п. 70 Положения должностные лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

Выводы: с 2011 г. организации обязаны создавать резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. Организация в учетной политике на 2011 г. должна предусмотреть методику формирования резерва сомнительных долгов.

Если в учетной политике для целей бухгалтерского учета установлено, что резервы по сомнительным долгам не создаются, то данное положение противоречит нормам законодательства по бухгалтерскому учету, что может повлечь привлечение к административной ответственности (ст. 18 Закона N 129-ФЗ, ст. 15.11 КоАП РФ).

Г. А.Канаева

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

18.03.2012