Общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано в РФ и имеет долю иностранного учредителя в уставном капитале организации 100%

Организация составляет для иностранного учредителя отчетность по МСФО. Есть ли особенности для организации с иностранным капиталом по представлению бухгалтерской отчетности за 2011 г.? Какие формы бухгалтерской отчетности необходимо сдать и куда? Должна ли организация сдавать отчет о целевом использовании полученных средств и расчет оценки стоимости чистых активов общества? Обязана ли организация составлять пояснительную записку к бухгалтерскому балансу?

Ответ: Организации, имеющие иностранных учредителей, могут составлять финансовую отчетность по международным стандартам (МСФО), если это необходимо для учредителей, партнеров за рубежом и т. д.

В настоящее время бухгалтерским и налоговым законодательством РФ не установлено каких-либо особенностей представления отчетности для организаций с иностранным капиталом. Российские коммерческие организации со 100%-ным иностранным капиталом составляют бухгалтерскую отчетность по российским правилам в общеустановленном порядке. Состав форм бухгалтерской отчетности определен п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н). Коммерческие организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и налоговые органы. ООО не должно представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств и расчет оценки стоимости чистых активов общества, но обществу следует оформить пояснительную записку. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета и состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки.

Начиная с 2011 г. бухгалтерская отчетность составляется и представляется по формам, утвержденным Приказом N 66н. Согласно Приказу N 66н в состав годовой отчетности входят баланс, отчет о прибылях и убытках, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств.

Обращаем внимание: отчет о движении денежных средств составляется в соответствии с требованиями нового Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011), утвержденного Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н.

С 2011 г. исключена из состава бухгалтерской отчетности форма N 5 (Приложение к бухгалтерскому балансу). С учетом новых требований организация может указать номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу в графе 1 "Пояснения". В абз. 2 п. 28 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, установлено, что статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие.

Перечень дополнительных показателей закреплен в п. 27 ПБУ 4/99. Дополнительные сведения необходимо оформлять в виде пояснений, для которых специальной формы не утверждено. Организация может сгруппировать дополнительные пояснения в таблицах либо представить в текстовой форме.

На основании п. 4 Приказа N 66н содержание пояснений, оформленных в табличном виде, определяется организациями самостоятельно с учетом примера оформления пояснений, приведенного в Приложении N 3 к Приказу N 66н.

Что касается пояснительной записки, то она также является пояснением к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и оформляется в соответствии с п. п. 5, 24, 25, 27, 28, 39 ПБУ 4/99, п. 4 ст. 13 Закона N 129-ФЗ, п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. п. 15 - 16 Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

Что касается отчета о целевом использовании полученных средств, то согласно п. 2 Приказа N 66н отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Следовательно, данная форма отчетности является обязательной для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности.

Аудиторское заключение в обязательном порядке включается в состав отчетности, если в соответствии с федеральными законами организация подлежит обязательному аудиту. Обязательный аудит проводится в случаях, установленных ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В Приказе N 66н не упоминается о предоставлении аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности. Однако организации, подлежащие обязательному аудиту, должны сдавать данный документ. Эта обязанность установлена в п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, если организация подлежит обязательной аудиторской проверке, то она обязана включить в состав бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.

Коммерческие организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и налоговые органы.

На основании п. 1 ст. 15 Закона N 129-ФЗ установлено, что все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.

В бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, указываются коды показателей согласно Приложению N 4 к Приказу N 66н.

На основании п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нормами законодательства предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации. В соответствии со ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом N 129-ФЗ, за исключением случаев, когда организации в соответствии с Законом N 129-ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Так как организации с иностранным капиталом не освобождены от ведения бухгалтерского учета, то они обязаны представить бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в полном объеме.

Обращаем внимание: в налоговую инспекцию бухгалтерская отчетность за 2011 г. также сдается в электронном виде.

Приказом ФНС России от 19.12.2011 N ММВ-7-6/942@ утвержден формат представления бухгалтерской отчетности в электронном виде, который вступает в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за отчетный период 2011 г.

Согласно данному Приказу вместе с электронной бухгалтерской отчетностью за 2011 г. в налоговую инспекцию нужно будет сдавать в виде отдельных файлов файлы с пояснительной запиской и аудиторским заключением.

Следовательно, для российских организаций, в том числе для организаций с иностранным капиталом, Приказом ФНС России N ММВ-7-6/942@ также установлена возможность сдачи бухгалтерской отчетности в полном объеме и представления пояснительной записки и аудиторского заключения в электронном виде.

Обязана ли организация с иностранным капиталом сдавать в налоговую инспекцию расчет оценки стоимости чистых активов?

По нашему мнению, организация не обязана сдавать в налоговую инспекцию в составе годовой бухгалтерской отчетности расчет оценки стоимости чистых активов акционерного общества, утвержденный Приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003 и применяемый для ООО (см., например, Письмо Минфина России от 27.01.2010 N 03-02-07/1-27). Согласно нормам законодательства, изложенным выше, обязанности представления в налоговые органы расчета чистых активов законодательство РФ не содержит, за исключением представления расчета, содержащего данные о чистых активах в составе формы "Отчет об изменениях капитала".

Форма "Отчет об изменениях капитала", в которой указывается размер чистых активов, сдается в налоговый орган в составе годовой бухгалтерской отчетности.

Г. А.Канаева

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

18.03.2012