Государственным заказчиком был размещен государственный заказ в виде открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ и поставку товара для выполнения этих работ. В извещении о проведении данного аукциона заказчиком были установлены требования к предполагаемым для использования товарам, их количество, наименования

Могут ли быть допущены к открытому аукциону участники размещения заказа, представившие конкретные показатели предполагаемого к использованию товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, но не представившие сведения о товарном знаке данного товара, притом что аукционная документация требования об указании товарного знака не содержала?

Ответ: При условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак товара участник размещения заказа, не указавший в заявке на участие в аукционе товарный знак предполагаемого к использованию товара, может быть допущен к участию в открытом аукционе в электронной форме, вследствие того что отсутствие указания на товарный знак может свидетельствовать об отсутствии товарного знака на соответствующий товар.

Обоснование: Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, в том числе установление единого порядка размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт согласно ч. 1 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Пунктом 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать в том числе такие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, как требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Частью 1 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ установлено, что для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с ч. 3 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.

При этом пп. "а" и "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать одно из следующих сведений:

- согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе;

- согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;

- согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Аукционная комиссия, согласно ч. 1 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ, проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.

Частью 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ установлено, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в том числе в случае непредставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, или представления недостоверных сведений.

Таким образом, если участник размещения заказа в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, не указал товарный знак предлагаемого для использования товара вследствие его отсутствия при условии, что указание на товарный знак в аукционной документации отсутствует, это не является нарушением положений Закона N 94-ФЗ.

Аналогичной позиции придерживаются и арбитражные суды.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 11.01.2012 N А32-8864/2011, установив из материалов дела, что аукционная документация требования об указании товарного знака предполагаемого к использованию товара не содержала, пришел к выводу о том, что содержание первой части заявки участника открытого аукциона, которая не содержит указание на товарный знак предлагаемого для использования товара, не противоречит указанным положениям пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, а может свидетельствовать об отсутствии товарного знака на соответствующий товар.

Таким образом, если государственным заказчиком в аукционной документации не был указан товарный знак предполагаемого к использованию товара, то участник размещения заказа, не указавший в заявке на участие в аукционе товарный знак такого товара, может быть допущен к аукциону, так как отсутствие указания на товарный знак может свидетельствовать об отсутствии товарного знака на соответствующий товар.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

16.03.2012