Рекламное агентство, применяющее упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", осуществляет деятельность по оказанию услуг по производству и распространению рекламы в телепрограммах

Учитываются ли при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и распространению социальной рекламы в соответствии с договором, заключенным с органом местного самоуправления?

Ответ: С 1 января 2012 г. организация, применяющая УСН, сможет учесть в расходах при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и распространению социальной рекламы, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), в полном объеме. Такой вывод подтверждается положениями пп. 20 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 и пп. 48.4 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ)).

В отношении социальной рекламы, распространяемой в телепрограммах, такие расходы учитываются при соблюдении условия о продолжительности упоминания в них о спонсорах, которая должна составлять не более трех секунд, и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра (пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ в ред. Закона N 235-ФЗ). Указанные расходы признаются при условии их соответствия требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

До 1 января 2012 г. согласно разъяснениям Минфина России, приведенным в Письме от 26.12.2008 N 03-03-05/187, такие затраты не должны были учитываться при исчислении налога на прибыль как расходы в виде стоимости безвозмездно переданных услуг на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. Это означает, что при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, указанные расходы также не должны были учитываться (пп. 20 п. 1 и абз. 2 п. 2 ст. 346.16, пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ).

Обоснование: В целях Закона N 38-ФЗ под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Об этом говорится в п. 11 ст. 3 Закона N 38-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 38-ФЗ рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле - и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (ч. 3 указанной статьи).

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 указанной статьи).

В силу п. 1 ст. 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичной офертой) (п. 2 указанной статьи).

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания на основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Расходы, указанные в п. 1 названной статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы, указанные в пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ. Таковы требования п. 2 ст. 346.16 НК РФ.

Законом N 235-ФЗ п. 1 ст. 264 НК РФ был дополнен пп. 48.4. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2012 г. (п. 1 ст. 3 Закона N 235-ФЗ).

Подпунктом 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ (в ред. Закона N 235-ФЗ) определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе. Указанные в данном подпункте расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Из положений абз. 4 пп. 32 п. 3 ст. 149 и пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ (в ред. Закона N 235-ФЗ) следует, что вышеуказанные расходы признаются для целей налогообложения налогом на прибыль при соблюдении следующего требования: в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино - и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра.

Установленные пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе:

- об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления;

- о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления;

- о социально ориентированных некоммерческих организациях;

- о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи (абз. 6 указанного подпункта).

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

15.03.2012