Сделки с участием заинтересованных лиц по акционерному законодательству и законодательству о банкротстве

(Алиева К. М.) ("Юрист", 2006, N 8) Текст документа

СДЕЛКИ С УЧАСТИЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ ПО АКЦИОНЕРНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О БАНКРОТСТВЕ

К. М. АЛИЕВА

Алиева К. М., аспирант кафедры гражданского и семейного права МГЮА.

В действующем законодательстве институт сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, получил свое развитие применительно к юридическим лицам различной организационно-правовой формы, например ст. 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" <1> (далее - ФЗоАО), ст. 45 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" <2>, ст. 22 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <3>, ст. 19, 20, 82, 101, 206 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <4> (далее - ФЗоН) и т. д., что связано с приданием законодателем особого значения указанной категории сделок для деятельности юридического лица, так как при совершении сделок с участием заинтересованных лиц не всегда учитываются его интересы. Однако в настоящее время законодательные положения о сделках с участием заинтересованных лиц противоречивы, разрозненны, характеризуются наличием ряда пробелов в правовом регулировании и отсутствием единообразной практики их применения, в частности при сопоставлении положений акционерного законодательства и законодательства о банкротстве. Так, в акционерном законодательстве для признания лица заинтересованным в совершении той или иной сделки устанавливается два критерия: круг лиц, которые потенциально способны определять условия сделки и осуществлять выбор контрагентов, исходя из собственных интересов, возможно, без учета интересов общества и/или вопреки им, и обстоятельства, при которых данные лица признаются заинтересованными (ст. 81 ФЗоАО). В законодательстве о банкротстве законодатель указывает только на круг субъектов, признаваемых заинтересованными, разделяя их по отношению к должнику - юридическому лицу и должнику - физическому лицу (ст. 19 ФЗоН). В законодательстве о банкротстве содержится открытый перечень лиц, которые могут признаваться заинтересованными в совершении сделки, тогда как в ФЗоАО говорится об иных обстоятельствах, при которых лицо может быть признано заинтересованным. При анализе круга заинтересованных лиц обнаруживается, что их перечень по ФЗоАО и по ФЗоН не совпадает. Однако в силу того, что в Законе о несостоятельности содержится открытый перечень лиц, которые могут быть признаны заинтересованными, данный перечень может быть дополнен нормами ФЗоАО в части, например, акционера, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания. Применительно к последней категории лиц, помимо основного общества по отношению к дочернему, членов органов управления общества, можно отнести преобладающее (участвующее) общество по отношению к зависимому, крупных акционеров общества, членов ликвидационной комиссии общества, арбитражного управляющего, аффилированных лиц общества и т. д., т. е. данная группа субъектов включает в себя некоторых из прямо указанных законодателем заинтересованных лиц. Указанные положения о заинтересованных лицах применяются также в отношении арбитражного управляющего, кредиторов в случаях, предусмотренных ФЗоН, например когда при осуществлении процедур банкротства установлена необходимость согласования сделок с заинтересованностью (распоряжение имуществом должника внешним управляющим в соответствии со ст. 101 ФЗоН). Однако законодатель не указывает на необходимость и порядок представления информации о заинтересованности лицами, указанными в ст. 19 ФЗоН (как это указано в ст. 82 ФЗоАО). Поэтому может возникнуть вопрос о том, как внешний управляющий должен узнать о данной информации. Согласно п. 1 ст. 94 ФЗоН с даты введения внешнего управления полномочия руководителя должника прекращаются, управление делами осуществляется внешним управляющим. Однако акционерное законодательство устанавливает необходимость доведения данной информации до сведения совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора (ст. 82 ФЗоАО), соответственно, на наш взгляд, в данном случае совет директоров (наблюдательный совет) должен будет представить внешнему управляющему указанную информацию. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1. С изм. от 29 декабря 2004 г. <2> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785. С изм. от 29 декабря 2004 г. <3> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746. С изм. от 8 декабря 2003 г. <4> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190. С изм. от 31 декабря 2004 г.

Законодатель устанавливает особый режим заключения сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность. Так, согласно ст. 82 ФЗоН должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность; в соответствии с п. 1 ст. 101 ФЗоН сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). Решение о совершении данной сделки принимается собранием кредиторов большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов (ст. 15 ФЗоН). Для признания сделки с участием заинтересованных лиц недействительной по законодательству о банкротстве необходимо наличие следующих обстоятельств: 1) факт совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность; 2) причинение (или возможность причинения) убытков кредиторам или должнику в результате исполнения данной сделки (ст. 103 ФЗоН). Таким образом, в отличие от акционерного законодательства в законодательстве о банкротстве не содержится возможности признания сделки с участием заинтересованных лиц недействительной при нарушении порядка ее совершения (отсутствие согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). ФЗоН предоставляет право требовать признания сделки с участием заинтересованных лиц недействительной только внешнему управляющему, тогда как по ФЗоАО данное право предоставлено акционеру и обществу (в литературе предлагается предоставить подобное право и контрагенту по сделке). Соответственно, при заключении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность внешнего управляющего, решение о необходимости предъявления требования о признании данной сделки недействительной будет приниматься им единолично, что может привести к злоупотреблениям им своим положением. ФЗоН упоминает о заинтересованных лицах и применительно к процедуре заключения мирового соглашения (ст. 152, 153, 154 ФЗоН). В случае если при заключении мирового соглашения участвуют третьи лица, являющиеся заинтересованными по отношению к должнику, арбитражному управляющему, конкурсным кредиторам, то собрание кредиторов должно быть проинформировано о данном факте и характере заинтересованности (за исключением мирового соглашения в ходе конкурсного производства); данная информация должна быть отражена в мировом соглашении. Но законодатель не указывает последствия несоблюдения данного требования и субъекта, обязанного сообщить указанную информацию. Кроме того, с одной стороны, законодатель указывает, что решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается при соблюдении порядка, установленного для совершения сделок с участием заинтересованных лиц должника (п. 2 ст. 152 - 154 ФЗоН), с другой - несоблюдение положения о необходимости соблюдения порядка совершения сделки с участием заинтересованных лиц не препятствует собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения (п. 5 ст. 152, п. 5 ст. 153 ФЗоН). Таким образом, положения о сделках с участием заинтересованных лиц по акционерному законодательству и законодательству о банкротстве нуждаются в унификации.

Название документа