За какой период (с какой по какую дату) могут быть взысканы пени, если организация уплачивала НДФЛ за прошедший календарный год за счет собственных средств без удержания суммы налога из заработной платы работников?
Ответ: Перечисление налоговым агентом собственных средств в бюджетную систему Российской Федерации не является перечислением НДФЛ. Поэтому с налогового агента, в случае если он уплачивал НДФЛ за прошедший календарный год за счет собственных средств без удержания суммы налога из заработной платы работников, может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 123 Налогового кодекса РФ. Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени за период со дня фактической выплаты дохода физическому лицу - налогоплательщику НДФЛ по день фактического удержания и перечисления в бюджетную систему Российской Федерации удержанной из доходов физического лица суммы налога.
Обоснование: Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица (ст. 207 НК РФ).
Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, являются налоговыми агентами, в обязанности которых входит перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сумм фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ. Другими словами, налоговые агенты - это посредники между физическими лицами - плательщиками НДФЛ и бюджетом.
В соответствии с п. 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается. Действительно, ни один из налогов не может быть уплачен за налогоплательщика иным лицом.
Очевидно, что перечисление налоговым агентом собственных средств в бюджетную систему Российской Федерации не является перечислением НДФЛ. Соответствующая сумма рассматривается в качестве ошибочно поступившей в бюджет и подлежит возврату на расчетный счет организации на основании заявления, поданного ею в налоговый орган.
В то же время налоговый агент может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, путем взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.
Что же касается пеней - денежной суммы, которую налоговый агент должен выплатить в случае перечисления причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. п. 1 и 7 ст. 75 НК РФ), то они должны быть начислены за период со дня фактической выплаты дохода физическому лицу - налогоплательщику НДФЛ, то есть со дня, когда налоговый агент был обязан произвести удержание начисленного налога (п. 4 ст. 226 НК РФ), по день фактического удержания и перечисления в бюджетную систему Российской Федерации указанных сумм.
При этом можно отметить следующую особенность рассматриваемой ситуации.
Изначально пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Другими словами, взыскание пеней - это правовосстановительная мера государственного принуждения, целью которой является возмещение потерь бюджета в результате несвоевременного поступления сумм налога. Поскольку в установленный для перечисления НДФЛ срок соответствующая (хотя и не являющаяся по своему характеру НДФЛ) сумма поступила в бюджет (на КБК, предназначенный для перечисления НДФЛ), нельзя говорить о причинении ущерба интересам бюджета. Если этот факт будет принят во внимание налоговым органом, производящим проверку правильности порядка исчисления и уплаты НДФЛ, то организация может быть освобождена от уплаты пеней.
Е. В.Воробьева
Член Научно-экспертного совета
Палаты налоговых консультантов
Российской Федерации
15.03.2012