ООО является собственником земельных участков, уплачивает земельный налог

Согласно п. 1 Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010. То есть размер новой кадастровой стоимости фактически был установлен и распространен на прошлый период.

В соответствии со ст. ст. 390 - 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 должна быть изменена налоговая база за 2010, 2011 гг. и произведен перерасчет земельного налога. Вместе с тем орган, осуществляющий кадастровый учет, на основании ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предоставляет информацию о кадастровой стоимости земельного участка только по состоянию на дату запроса и, следовательно, у ООО отсутствует возможность получить информацию о внесении изменений в кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2010 г. и 2011 г.

ООО направило запрос о предоставлении кадастровых справок в отношении земельных участков. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Росреестра по Московской области, сведения о новой кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2010 и, соответственно, 01.01.2011 не были своевременно внесены в данные кадастрового учета.

Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения предоставляются по письменному заявлению заявителя органом, осуществляющим кадастровый учет, а также размещаются на официальном сайте такого органа. При этом законодательством не установлено преимущество ни одного из указанных способов получения информации о кадастровой стоимости земельных участков.

Может ли ООО в целях исчисления земельного налога использовать данные о кадастровой стоимости, утвержденные в Распоряжении Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ, при отсутствии таких данных в реестре кадастрового учета?

Подлежит ли применению новая кадастровая стоимость, установленная Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ по состоянию на 01.01.2010 и внесенная в данные кадастрового учета, которая ухудшает положение ООО? Возникает ли у ООО обязанность произвести перерасчет суммы земельного налога за 2010 г.?

Как определяется налоговая база по земельному налогу, если кадастровая стоимость в отношении земельного участка не установлена и при этом не принят ненормативный акт, устанавливающий нормативную стоимость такого земельного участка?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 марта 2012 г. N 03-05-05-02/15

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.

На основании п. 4 ст. 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При этом отмечаем, что положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 Налогового кодекса).

Исходя из положений вышеназванного Определения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания п. 5 ст. 5 Налогового кодекса действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, полагаем, что при утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.

На основании ст. 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.

Таким образом, если в отношении земельного участка не определена кадастровая или нормативная стоимость, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

15.03.2012