Некоторые категории арбитражных дел будут рассматриваться в порядке упрощенного производства вне зависимости от согласия сторон

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 29 февраля 2012 года

И.В. КЕРЕНСКИЙ

В середине февраля был принят в первом чтении законопроект N 528836-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства" (далее - законопроект). Цель законопроекта, по словам его авторов, снизить нагрузку на судей арбитражных судов, для чего предполагается значительно увеличить перечень дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (далее - упрощенный порядок). Как указано в пояснительной записке, доля дел, рассматриваемых в упрощенном порядке, неуклонно снижалась с 2006 по 2010 гг.

Напомним, что в настоящее время в Арбитражном процессуальном кодексе РФ закреплены три категории дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства. Это дела с небольшими суммами исковых требований (до 20 тыс. руб. по требованиям к юрлицам и до 2 тыс. руб. по требованиям к индивидуальным предпринимателям), дела по оплате задолженности, связанной с эксплуатацией помещений, которые используются в предпринимательских целях (арендная плата, оплата электроэнергии и т.д.), и дела, по которым ответчик признает имущественные обязательства, но не исполняет их. Также Арбитражный процессуальный кодекс РФ позволяет суду рассмотреть в упрощенном порядке любое дело, если требования истца носят бесспорный характер или признаются ответчиком либо иск заявлен на незначительную сумму (ст. 226 АПК РФ). В данном случае с предложением о рассмотрении дела в упрощенном порядке может выступить как арбитражный суд (требуется согласие обеих сторон), так и истец, подав соответствующее ходатайство (достаточно отсутствия возражений со стороны ответчика).

Категории дел, которые должны будут рассматриваться

в упрощенном порядке

Согласно законопроекту дела, определенные в новой редакции гл. 29 АПК РФ, в установленных случаях предлагается рассматривать в упрощенном порядке независимо от согласия сторон. В иных ситуациях переход к упрощенному производству будет возможен по обоюдному согласию сторон.

Дела, которые авторы законопроекта предлагают рассматривать в порядке упрощенного производства независимо от согласия сторон, будут подразделяться на две категории. В одну войдут дела с определенным характером требований без учета суммы этих требований. В другую - дела, для которых помимо характера требований также будет определена и максимальная сумма требований.

Так, к первой категории будут отнесены дела по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору. При этом законопроектом предполагается рассмотрение в упрощенном порядке не только споров, вытекающих из договоров по эксплуатации помещений, но и споров, связанных с взысканием задолженности по любым договорам.

Таким образом, две из трех категорий дел, содержащихся в действующей редакции ст. 227 АПК РФ, будут рассматриваться в порядке упрощенного производства без согласия участников процесса и независимо от мнения суда (с учетом описанных выше изменений). Отметим, однако, что совпадение категорий дел в действующей редакции ст. 227 АПК РФ и в редакции законопроекта не совсем полное. Так, в законопроекте говорится о "денежных обязательствах" ответчика и "задолженности" по договору как о предмете иска, в то время как в действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ указаны "имущественные требования" и "имущественные обязательства ответчика", а данные правовые категории не тождественны.

Независимо от цены иска в упрощенном порядке также будут рассматриваться дела по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта. Данная категория споров в действующей редакции ст. 227 АПК РФ отсутствует.

К категории дел, для которых помимо характера требований определяется и максимальная сумма требований, будут отнесены дела:

- по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает 300 тыс. руб. для юрлиц и 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей. Как уже говорилось, в действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ для юрлиц предельная сумма установлена в 20 тыс. руб., а для индивидуальных предпринимателей - в 2 тыс. руб.;

- об оспаривании ненормативных правовых актов, если предметом спора является оспаривание таких актов (решений публичных органов), в которых содержится требование об уплате денежных средств (о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на имущество должника). Ненормативный акт (решение) должен оспариваться только в части требования об уплате денежных средств (о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на иное имущество заявителя), а оспариваемая заявителем сумма не должна превышать 100 тыс. руб.;

- об административных правонарушениях, если наказание установлено только в виде штрафа, размер которого не превышает 100 тыс. руб. Отметим, что к этой категории могут относиться дела и о привлечении к административной ответственности, и об оспаривании решений уполномоченных органов о привлечении к такой ответственности;

- о взыскании обязательных платежей и санкций, если их общая сумма, указанная в заявлении, не превышает 100 тыс. руб.

Кроме того, согласно законопроекту на стадии подготовки дела к судебному разбирательству стороны могут договориться о рассмотрении дела в упрощенном порядке, даже если оно не входит в категории вышеназванных дел. Для этого истец должен будет заявить ходатайство, а ответчик - представить согласие. Отметим, что суд в соответствии с законопроектом лишится возможности предложить сторонам рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Новые правила рассмотрения дел в упрощенном порядке

В законопроекте предлагается более подробное регулирование действий суда и участников процесса в случае рассмотрения дела в упрощенном порядке. Информационный обмен между участниками процесса будет вестись через официальный сайт арбитражного суда, на котором в ограниченном доступе будут размещаться исковые и другие заявления, отзывы, доказательства и иные документы, полученные от участников.

Истцы и заявители будут вправе присылать в арбитражный суд исковое заявление или иные заявления о начале процесса и прилагающиеся к ним документы в электронном виде либо на бумажных носителях, о чем прямо указано в законопроекте.

В законопроекте не определяется, в каком виде должны будут подаваться иные документы по делу - объяснения сторон, отзыв на исковое заявление и т.д. Однако установлено, что если документы подаются на бумажных носителях, то к ним обязательно должен быть приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины за перевод сведений с бумажных носителей в электронный вид. В Налоговый кодекс РФ планируется внести соответствующие поправки, устанавливающие размер этой пошлины - 10 руб. за одну страницу документа, но не менее 100 руб.

Срок разбирательства при упрощенном производстве согласно законопроекту увеличивается до двух месяцев. Данный срок не подлежит продлению, за исключением случаев, если в процессе участвуют иностранные лица, которые проживают или постоянно находятся за пределами Российской Федерации. В такой ситуации срок может быть продлен по правилам ч. 3 ст. 253 АПК РФ.

Законопроектом предлагается установить сокращенные сроки для представления сторонами доказательств и подачи документов в обоснование своей позиции. Эти сроки устанавливает суд в определении о принятии дела к производству. Согласно законопроекту минимальный срок для подачи доказательств будет составлять 15 дней, а для подачи документов, обосновывающих позицию, - 30 дней. Оба этих срока не могут превышать общего срока разбирательства дела в порядке упрощенного производства, то есть двух месяцев. Впоследствии стороны не вправе ссылаться в письменных объяснениях на доказательства, которые не были представлены в срок, установленный судом.

Предполагается также, что если какие-либо документы поступят в арбитражный суд по окончании установленного срока либо без приложенной квитанции об оплате госпошлины за перевод в электронный вид, то суд не будет их рассматривать и возвратит лицам, которые их подали.

После истечения сроков подачи документов судья арбитражного суда рассмотрит дело без вызова сторон и без проведения предварительного судебного заседания. В ходе рассмотрения дела в упрощенном порядке не ведется протокол.

Решение арбитражного суда по делу, порядок

и сроки его обжалования

В соответствии с законопроектом решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

По таким делам предусматривается сокращенный срок обжалования решения суда. Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Дополнительные доказательства апелляционный суд принимать не будет. Исключением станут случаи, если апелляционный суд будет рассматривать дело в качестве суда первой инстанции при наличии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ (рассмотрение дела в незаконном составе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и др.).

Отметим, что в ч. 4 ст. 270 АПК РФ указывается семь безусловных оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в том числе отсутствие в деле протокола. Между тем законопроектом устанавливается, что протокол при упрощенном порядке производства не ведется, и никаких изменений положений ч. 4 ст. 270 АПК РФ в связи с этим не вносится. В подобной ситуации, вероятно, должна будет применяться специальная норма об упрощенном порядке производства по делу.

В настоящее время идет подготовка законопроекта ко второму чтению. Для направления поправок и замечаний к законопроекту установлен срок до начала марта 2012 г.

Документ:

Законопроект N 528836-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства".