С 01.01.2012 вступили в силу изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ. Введен в действие новый разд. V.1 НК РФ. При анализе гл. 14.4 НК РФ возникает неоднозначное понимание следующих норм

В частности, ст. 105.14 НК РФ устанавливает обстоятельства, при наличии которых сделки между определенными лицами подлежат контролю со стороны уполномоченного органа для целей налогообложения.

Исходя из положений указанной статьи неоднозначным представляется вопрос о субъектном составе сделок, совершаемых в течение календарного года, которые впоследствии могут быть признаны контролируемыми для целей налогообложения.

Так, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой при сумме доходов по сделкам (сумме цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год свыше 1 млрд руб. (между взаимозависимыми лицами).

Согласно п. 3 ст. 105.14 НК РФ сделки, предусмотренные пп. 2, 4 и 5 п. 2 названной статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (между взаимозависимыми лицами при этом одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых по налоговой ставке, установленной в процентах, и (или) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (или применяет ставку 0%), или одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны).

Сделки, предусмотренные пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб.

В соответствии с п. 7 ст. 105.14 НК РФ сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1 названной статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб. (сделки в области внешней торговли, сделки одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, жительства или налогового резидентства которого является офшорная зона).

В то же время п. 9 ст. 105.14 НК РФ устанавливает, что для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Вышеуказанные нормы устанавливают как множественное количество взаимозависимых лиц, между которыми совершается совокупность сделок в течение календарного года, так и сделки с одним лицом, совершенные в течение календарного года.

При этом из смысла ст. 105.14 НК РФ при определении порога сумм доходов по сделкам (сумм цен сделок) однозначно не следует, принимаются во внимание сделки, совершенные налогоплательщиком с одним взаимозависимым лицом в течение календарного года, или же совокупность сделок, совершенных со всеми взаимозависимыми лицами в течение календарного года (группой взаимозависимых лиц, обладающих одинаковыми характеристиками, например, в сделках, где одна из сторон применяет специальный налоговый режим или одна из сторон сделки - плательщик налога на добычу полезных ископаемых в процентах).

Таким образом, представляется неясным порядок отнесения сделок, совершенных в течение календарного года, к категории контролируемых сделок для целей налогообложения.

В каком порядке, руководствуясь пп. 1 п. 2, п. п. 3, 7 и 9 ст. 105.14 НК РФ, следует определять сумму доходов по сделкам (сумму цен сделок), совершенным за соответствующий календарный год: исходя из сделок, совершенных налогоплательщиком с одним взаимозависимым лицом, или же исходя из совокупности сделок, совершенных налогоплательщиком со всеми взаимозависимыми с ним лицами (группой взаимозависимых лиц, обладающих одинаковыми характеристиками)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 марта 2012 г. N 03-01-18/2-31

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1, пп. 1 - 5 п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Так, сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 Кодекса, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 Кодекса).

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п. п. 3, 4 и 6 ст. 105.14 Кодекса), если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб. (в 2012 г. - 3 млрд руб., в 2013 г. - 2 млрд руб.) (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 Кодекса с учетом переходных положений, установленных п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения").

Сделки, предусмотренные пп. 2, 4 и 5 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. Сделки, предусмотренные пп. 3 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 Кодекса).

Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.

Учитывая изложенное, полагаем, что сумма доходов по сделкам (за исключением сделок, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 Кодекса) определяется как результат сложения сумм полученных доходов по таким сделкам, совершенным налогоплательщиком со всеми взаимозависимыми лицами за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.

Сумма доходов по сделкам, предусмотренным пп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 Кодекса, определяется путем суммирования полученных доходов по таким сделкам, совершенным налогоплательщиком с одним лицом за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-01-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

14.03.2012