Коммерческая организация получила лизинговые платежи в рамках договора лизинга в сумме, превышающей 600 000 руб. Так как в соответствии с учредительными документами осуществление лизинговых операций не является основной деятельностью организации, она не представила в уполномоченный орган сведения по этой сделке

Федеральная служба по финансовому мониторингу посчитала такие действия неправомерными и привлекла организацию к ответственности, предусмотренной нормами ст. 15.27 КоАП РФ.

Правомерно ли решение Федеральной службы по финансовому мониторингу? Подлежат ли обязательному контролю платежи, полученные организацией в рамках договора финансовой аренды (лизинга)?

Ответ: Исходя из положений действующего законодательства, позиции Банка России и арбитражных судов организация не будет нести ответственность, установленную нормами ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в силу того, что получение платежей, осуществляемое по договору финансовой аренды, не является самостоятельной сделкой и не относится к операциям, подлежащим контролю со стороны уполномоченного органа.

Обоснование: По договору лизинга (финансовой аренды) в соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса РФ арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

Лизинговой компанией в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ) является коммерческая организация, выполняющая в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функцию лизингодателя.

Лизингодателем согласно абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 164-ФЗ является физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, установлена пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Согласно определению, установленному ст. 3 Закона N 115-ФЗ, уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 (далее - Положение), является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Абзацем 4 ст. 5 Закона N 115-ФЗ в числе организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, названы лизинговые компании.

В соответствии с абз. 4 пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.

Абзацем 5 ст. 3 Закона N 115-ФЗ определено понятие операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с которым это действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Нормами ст. 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Как разъяснил Банк России в Обобщении практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, доведенном Информационным письмом Банка России от 29.02.2008 N 13 (далее - Обобщение), сопоставление положений пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ и ст. 665 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю в рамках исполнения требований Закона N 115-ФЗ подлежат действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды (лизинга). Совершаемые же в рамках договора финансовой аренды (лизинга) платежи обязательному контролю в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ не подлежат.

Арбитражные суды абсолютно поддерживают данную позицию.

Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.06.2007 N 13570/06 сделал вывод о том, что оснований для привлечения общества к административной ответственности за непредставление в уполномоченный орган сведений о получении им лизинговых платежей не имеется.

В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 N 07АП-3252/11 изложена аналогичная позиция, а именно: обязательному контролю подлежат только операции по фактическому получению и предоставлению предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга). Перечисление лизингополучателем лизинговых платежей и получение их арендодателем не являются самостоятельной сделкой, и это действие в силу ст. ст. 3 и 6 (исключена с 02.02.2002) Закона N 164-ФЗ не относится к операции (сделке), подлежащей контролю со стороны уполномоченного органа.

Таким образом, исходя из положения действующего законодательства, позиции Банка России и арбитражных судов можно сделать вывод, что привлечение организации Федеральной службой по финансовому мониторингу к ответственности, предусмотренной нормой ст. 15.27 КоАП РФ, неправомерно.

Получение организацией платежей, осуществляемое по договору финансовой аренды, не является самостоятельной сделкой и не относится к операциям, подлежащим контролю со стороны уполномоченного органа.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.03.2012